Ветеран из Партизанска: "Помню авианалет... в жизни не встречала картины страшнее!"

Все тяготы Великой Отечественной войны жительница Партизанска Нина Воробьева, в ту пору тринадцатилетняя девочка, пережила в Брянской области, в селе Владимировка.

1430804854_fotohronika_voiny_1.jpg

 

Владивосток, ИА Приморье24. Судьба пощадила семью Веселых (это девичья фамилия Нины Воробьевой) – все домочадцы остались живы, пишет Приморская газета. Для семьи Веселых тяжелые испытания начались в конце лета 1941 года. Тогда еще не окрепшая после атак немцев Красная Армия отступала под ударами фашистов, оставляя врагу города и села.

«В конце июня 1941 года я попала в город Новозыбков, что в 35 километрах от нашей Владимировки. Накануне на город совершили массированный авианалет. В жизни я не встречала картины страшнее. На железнодорожном вокзале студенты лопатами перекидывали в грузовики все, что осталось от перрона и воинского эшелона: щепу от вагонов, искореженный металл, человеческие останки… Содержимое машин отвозили на городское кладбище в братскую могилу. Сколько новобранцев погибло в тот день в эшелоне, неизвестно. Всех их, я уверена, записали в списки пропавших без вести…», – вспоминает Нина Воробьева.

После отступления Красной Армии во Владимировке власть вроде бы была немецкая, рассказывает Нина Ефимовна. Но сюда фрицы отрядом меньше батальона не совались – боялись. В поселке за рекой порядок устанавливали партизаны. Чтобы дезертиры не грабили народ, деревенские мужики решили проявить инициативу и самостоятельно организовать порядок в селе. Кто-то ушел за реку в партизаны, другие остались на подпольной работе. Нашлись и такие, кто спрятался.

У Веселых было семеро детей. Отец Ефим Андреевич, старый революционер, слыл в деревне человеком образованным: до революции не каждому выходцу из крестьян удавалось окончить гимназию. Он был председателем колхоза, который сохранился даже после прихода немцев. Колхозники выращивали хлеб, а потом переправляли его партизанам. Чтобы немцы не наказали селян за помощь, свои люди в районной управе оформляли справки, по которым получалось, что зерно ушло не в лес, а на нужды рейха.

Так получилось, что по состоянию здоровья отца и брата Нины Веселой не взяли в армию. По заданию партизан брату Петру удалось устроиться в немецкую управу, где он получил доступ к важным документам и мог предупреждать о датах облав, что спасло многих.

«Когда брат попал под подозрение и был арестован, его спас районный полицай. Он подписался под тем, что семья Петра – семья кулаков и ярых антисоветчиков. Однако домой брата не отпустили, а направили на работы в Германию. Во время пешего марша брат бежал и ушел в партизанский отряд, где отвечал за мобилизацию», – рассказала женщина.

К подпольной работе привлекали и младших детей семьи Веселых. Нина и ее сестра Валя носили листовки – их прятали под одеждой, вплетали в волосы. На ладошке девочкам писали пароль и отзыв. Чтобы надписи не заметили полицаи, мама давала дочкам в руки кружки, будто они идут в лес собирать ягоду.

«В листовках сообщалась информация о деятельности партизан и успехах Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны. Прочитанное всякий раз убеждало людей в том, что Победа будет за нами!», – вспоминает Нина Ефимовна.

Однажды Нина с сестрами заметили у колодца солдата – он спросил дорогу за реку к партизанам. Старшая сестра Тоня не испугалась и потребовала у незнакомца документы, а Нина и Валя побежали звать взрослых. Незваного гостя, немецкого шпиона, задержали. Позднее, в 1944 году, вспоминает Нина Воробьева, девочкам удалось спасти село – немцы собирались его сжечь.

«Однажды мы отправились в соседнее село, проведать, жива ли тетя. У мельницы заметили солдата в немецкой форме. Я осталась в засаде, а сестра Валентина побежала за подмогой. Позже на допросе немецкий солдат сказал, что у него был приказ сжечь Владимировку. В наших местах фашисты сожгли дотла практически все села», – вспоминает Нина Воробьева.

Война закончилась благополучно для семьи Нины Ефимовны. Все близкие остались живы, хотя рисковать жизнью приходилось не раз. И поработать, конечно, пришлось – в колхозе трудились по 12 часов.

«Работали и радовались, что очень скоро наши солдаты разобьют врага и на землю вернется мир. Помню, о Победе мы с сестрами узнали, возвращаясь из школы, до которой было семь километров пешего хода. Тетю встретили, которая и сказала нам, что война кончилась. Обрадовались – и бегом домой. А там радость великая, все празднуют. Кто-то плакал – своих солдат невернувшихся оплакивал», – говорит героиня.

В 1946 году семья Веселых переехала в Сучан, нынешний Партизанск. Нина и Валентина пошли работать на шахту «Центральная». Нина стволовой, а Валентина откатчицей, старшие сестры – учителями в школу. Через три года Нина вышла замуж за шахтера Михаила Воробьева, воспитала детей, дождалась внуков и правнуков. Так получилось, что Воробьевы – шахтерская династия. И муж шахтером был, и сын Владимир в забой спускался, и внук тоже шахтер. Позже работали на хлебозаводе. На пенсию Нина Ефимовна ушла в 1983 году из Госстраха. Общий стаж труженицы тыла, ветерана труда Нины Воробьевой без малого 40 лет. Пачка отраслевых грамот и медали на груди – лучшее свидетельство достойного пути труженицы.

Актуальная тема

Сказка может быть настоящей

Побывали в резиденции рождественского деда

thumb_398307_news_xl_crop.jpeg
Другие материалы рубрики "Общество"
fa7175d6f5030940a71474c45091aaf7c1a92f76.jpeg

Неопытных водителей в Приморье просят пересесть в автобусы из-за непогоды

Также Госавтоинспекция рекомендует отменить организованные перевозки детей.

f87b461663c5f7ad8eb282f66a0d6cc1d20a9472.jpeg

В Приморье приостановлен ввоз более 70 тонн сайры из КНР

Оказалось, что документы на продукцию оформлены неверно

507625276a8d0e37c41e0b8cf672c0896981548a.png

В Приморье начали производить платформы на гусеничном ходу для нужд СВО

С их помощью можно будет эвакуировать раненых и подвозить боеприпасы.