Алкогольному бизнесу Приморья власти советуют «сменить ориентацию»?

Согласно новой системе ЕГАИС, которая станет работать с 1 января, каждая бутылка с алкоголем, которая произведена в России или ввезена в нее, будет поставлена на учет при помощи Интернет-технологий.

1449809087_123-2.jpg

Система ЕГАИС может стать «убийственной» для магазинной сельской «глубинки», но, похоже, краевые власти это не очень сильно волнует, сообщает Приморье24 со ссылкой на Приморский Репортёр.

С 1 января на территории всей Российской Федерации вводится в действие система ЕГАИС – Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Отныне каждая бутылка с алкоголем, которая произведена в России или ввезена в нее, будет поставлена на учет при помощи Интернет-технологий. Каждое рабочее место (один аппарат, на котором «пробивается» бутылка при ее покупке в магазине) обойдется в 80-150 тысяч рублей (оборудование, программа и т.п.). По задумке законодателей, система ЕГАИС поставит заслон контрафактному алкоголю и позволит существенно снизить теневые потоки продаваемого алкоголя. Нет рабочего места, оборудованного системой ЕГАИС – нет и продаж алкогольной продукции, всё просто.

Как выясняется, по идее, с 1 января 2016 г. система ЕГАИС коснется только оптовых поставщиков алкогольной продукции. До розницы (по закону) дело дойдет только к 1 июня 2016 г. По этому, в идеале, у розницы еще есть время подготовиться. Однако, как всегда в России, страшен не сам закон, а его трактовка. Как стало известно ИА «Приморский репортер», крупные оптовые поставщики алкоголя уже сегодня требуют от розничных магазинов ввода ЕГАИС с 1 января 2016 года. Мол, раз нас считают, то пусть и вас считают. А иначе не будет поставок алкоголя от оптовых – розничным продавцам. Розницу такой поворот мало радует: попробуй в сельской глубинке проведи хороший Интернет. Попробуй найти разом прямо сейчас 150 тысяч на закупку оборудования ЕГАИС! Вполне естественно, что розница всеми силами оттягивает такую «срочную» покупку.

«Мало того, заявленная борьба с «алкоголизацией» населения (одна из целей повсеместного внедрения ЕГАИС) мало зависит от Интернета, — говорит Лариса Бутенко, председатель Совета предпринимателей Анучинского района  — Самогонщики и иные продавцы алкогольного контрафакта сегодня ничем не рискуют. Даже, если и поймают иного сбытчика, толкающего на окраине деревни «самопал», грозит ему 1500 рублей штрафа. А вот предприниматель, работающий без оборудования ЕГАИС, «налипает» даже с легальным алкоголем на штраф до полумиллиона рублей. То есть, в России опять получается, что торговать водкой сомнительного качества, из-под полы и втридорога – гораздо выгоднее, нежели быть официальным предпринимателем!»

Кроме того, вполне закономерно, что розничные магазины хотят какое-то время на «тест» нового оборудования. В работе таких тонко настроенных механизмов неизбежны сбои – почему именно бизнес за эти сбои должен платить полумиллионные штрафы? И почему оптовики, а не Росрегулирование трактует, когда рознице закупать оборудование для ЕГАИС? Где УФАС? Где прокуратура?

Поэтому-то у приморских предпринимателей, которые осуществляют сбыт алкогольной продукции, возникают вполне законные вопросы к властям. А, собственно, как работать с 1 января 2016 года, и как вообще жить с 1 июня 2016 г. Предполагается, что такая структура, как департамент лицензирования и торговли Приморского края, должна разделять беспокойство легального бизнеса – никому ведь не нужно, чтобы торговые точки закрывались, а балом в продаже алкоголя, правил нелегал. Как стало известно корр. ИА «Приморский репортер», письмо от приморской «ОПОРЫ РОССИИ», направленное департамент с предложением сбора заинтересованных сторон по ЕГАИС и проведению «круглого стола», так и осталось без ответа. Зато примерно за один день до начала мероприятия, работники департамента лицензирования и торговли ПК объявили, что 3 декабря пройдет семинар, на котором бизнесу объяснят, как работать по ЕГАИС. Однако, как следует из рассказов очевидцев, тех, кто поучаствовал в семинаре, вынесли они из этого мероприятия один негатив.

Например, в соцсети Facebook предприниматель из Чугуевского района Светлана Космаенко рассказала о том, как проходил семинар.

«Я со своей командой была во Владивостоке на семинаре по ЕГАИС. Разочарована! Жаль потраченного времени. Проехали более 300 км по жуткому гололеду с сильным снегопадом и не поняли – зачем ездили. Понимаю, что организовывать такие командные поездки будет все сложнее и сложнее. Увы! Не получили ни одного ответа на вопросы. Поняли только одно: спасение утопающих – дело рук самих утопающих! Оказывается, если нет Интернета и нет возможности его провести, да еще если у тебя денег на это не хватает – займись другим бизнесом!»

«Протянули скучный интернет-доклад на 2/3 всего времени. Людям закрывали рот, не давали вопросы задавать. Ближе к концу, всех, кто отважился задать вопрос, заставляли выходить на трибуну. В конце концов, ровно в 13 выключили микрофон. Все, что говорили и показывали, можно было прочесть в Интернете…» 

Вот, как говорится, вам и «социальный срез» и помощь малому бизнесу словом и делом. Как говорится, комментарии тут излишни. Если «алкогольному» бизнесу предлагают «сменить ориентацию» и уйти с рынка, кто в приморской глубинке будет местным людям продавать продукты? Если был один магазин, а не осталось ни одного – это что, прогресс? А где налоговая база? А где рабочие места? Может быть, работники краевой администрации просто не понимают, какие процессы проходят в глубинке? Ну тогда зачем со всех трибун вещать про «помощь бизнесу» и «поддержку предпринимательства»? 

Лариса Бутенко: Если во Владивостоке магазинам выживать проще, то в глубинке с ее отсутствием Интернета (который вряд ли там проведут в идеальном качестве даже до 1 июня 2016 г.) магазинам, которые в числе прочего, продают еще и алкоголь, действительно хоть бери да закрывайся. А это просто недопустимо. Когда магазин в радиусе 10-15 км один и в нем продается сразу все: резиновые сапоги, спички, бытовая химия, еда и алкоголь – сами обороты магазина не позволяют ему установить оборудование за 80-150 тысяч рублей. Такие магазины просто не смогут продавать «горячительные напитки». По крайней мере, «заводского розлива». Однако, такую «брешь» легко заполнять местные деревенские самогонщики, на которых действие ЕГАИС не распространяется…

Другие материалы рубрики "Общество"

Первая пятилетка «Якутцемента» в составе «Востокцемента»

Общий объем инвестиций в завод за 5 лет составил 2,6 миллиарда рублей