Стратегия развития Владивостока до 2030 года: новый узел современной экономики Дальнего Востока и АТР

Во Владивостоке продолжается работа по актуализации Стратегии и стратегического плана развития Владивостока до 2030 года. 

1446699281_0afbac23ef1a7413a0375351c11ce13b.jpg

Владивосток, ИА Приморье24. В рамках научно-исследовательского проекта в администрации города состоялась стратегическая сессия, в ходе которой разработчики представили промежуточные итоги выполнения первого этапа работы. Работа сессии прошла под председательством заместителя главы администрации Владивостока Натальи Зубовой.

Напомним, «Стратегия и стратегический план развития города Владивостока» до 2020 года была разработана по заказу администрации Владивостока и принята Думой города в 2011 году. С тех пор многое изменилось в жизни города и края: масштабные изменения внесли подготовка и проведение во Владивостоке в 2012 году саммита АТЭС. В 2014 году было подписано соглашение о создании Владивостокской агломерации, в конце 2014 года принят федеральный закон о территориях опережающего социально-экономического развития, а с октября 2015 года вступил в действие федеральный закон «О свободном порте Владивосток». Все это стало основанием для актуализации работы.

Для проведения научно-исследовательских работ по теме «Актуализация Стратегии и стратегического плана развития города Владивостока до 2020 года с продлением срока действия до 2030 года» был создан консорциум во главе с Дальневосточным федеральным университетом, в состав которого вошли: Международный центр развития регионов (Москва), Исследовательский институт Номура (Токио – Москва), ДНИИМФ (Владивосток), ВГУЭС, а также пул экспертов из многих организаций России, представляющих ведущие аналитические центры страны, специализирующиеся на стратегическом планировании развития городов.

Руководитель группы разработчиков - директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе ДВФУ, профессор Александр Абрамовпредставил краткий анализ социально-экономического положения Владивостока, отметил основные тенденции и проблемы в области развития экономики, социальной инфраструктуры, демографии. Были отмечены как позитивные, так и негативные факторы и тенденции, что поможет в дальнейшем разработать оптимальные мероприятия для роста и развития города и региона.

В докладе профессора Александра Абрамова были сформулированы основные гипотезы для актуализации Стратегии развития города на период до 2030 года:

1. Владивосток - новый центр генерации национального богатства на Дальнем Востоке России.2. Владивосток - город гармонично развитых людей с гармонично развитой эффективной экономикой и доброжелательной городской средой. Владивосток – один из мировых интеллектуальных, предприимчивых и культурных городов-лидеров России в АТР.

3. Владивосток – это новый узел современной экономики АТР, которая является сетью сетей городов, транспорта, инвестиций, информационных центров и ЦОД, энергетики, торговли и других секторов. Владивосток – это вновь создающийся узел это сети сетей.

С докладом о ситуации в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры выступил представитель Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического морского флота. Участник консорциума – ВГУЭС -представил анализ возможности участия муниципальных программ Владивостока в государственных программах Российской Федерации и Приморского края, включая систематизацию предложений о необходимости разработки соответствующих муниципальных программ Владивостока.

Участниками сессии стали также представители Исследовательского института Номура (Япония) - глава московского филиала Ивата Акира и заместитель главы московского филиала, исполнительный директор института Андрей Родионов. Эксперты рассказали собравшимся о предварительных итогах анализа внешних факторов, влияющих на развитие региона, провели оценку позиций Владивостока в сравнении с городами АТР.

Так, ключевыми факторами влияния можно назвать радикальное снижение мировых цен на природные ресурсы, усиленные темпы развития северо-восточных провинций Китая, создание Шелкового пути и ряд других. Специалисты также отмечают, что на развитие экономики в регионе будет влиять даже расширение Суэцкого и Панамского каналов – по прогнозу, это потребует увеличения среднего размера контейнеровозов в мире, приведет к усилению конкуренции морских портов, что, к примеру, заставит «отстающих» проводить дноуглубительные работы.

Андрей Родионов сделал краткий обзор развития таких мировых городов, как Токио, Шанхай, Сингапур и Гонконг: конечно, эти города сильно отличаются от Владивостока, но есть и ряд схожих черт. Именно поэтому этапы развития этих городов, их опыт может быть полезным для Владивостока.

Например, все эти города прошли этап концентрации промышленности в городах, а затем – пришли к необходимости освободить многие набережные и городские территории для людей, выведя предприятия за границы исторических и деловых центров. Интересен опыт решения транспортных проблем, развития туризма, других отраслей экономики.

Как отметили японские исследователи, пока Владивосток не входит в рейтинги мировых городов, но, бесспорно, город обладает огромным потенциалом, что необходимо использовать. К слову, время от времени в топы мировых столиц и супер-городов вдруг «врываются» небольшие города на разных континентах, которые бьют рейтинги по комфортности, человечности городской среды, туристической привлекательности, удивляют неким особенным духом. И многое в таком прорыве зависит от активности жителей. Владивосток, по мнению ученых, при правильном выборе пути развития в перспективе может войти в такие рейтинги.

Среди ключевых условий правильного пути развития – смена структуры экономики с нынешней - в основном сырьевой - на перерабатывающую, причем высокотехнологичную. Как подчеркнул в своем комментарии Андрей Родионов, Владивосток мог бы сделать ставку на развитие рыбной отрасли, причем, разместить здесь глубокую переработку (сейчас зачастую продукция уходит в качестве сырья в другие страны). Второе направление, которое может усилить позиции города, – развитие сельского хозяйства на территории Владивостокской агломерации, создание пищевых перерабатывающих производств, причем немалая часть продукции в перспективе может идти на экспорт. Еще одна сфера – развитие образовательных технологий, науки, инноваций. По мнению эксперта, здесь можно было бы создать свою «силиконовую долину», соединив науку и бизнес, причем сделать это было бы логично в области морских биотехнологий и биомедицины. Нельзя забывать и о туристическом потенциале города. Владивосток – ближайшая к азиатским странам «Европа», эту особенность нельзя упускать.

Результаты работы по первому этапу Стратегии и стратегического плана развития Владивостокского городского округа в ближайшее время будут обсуждаться среди экспертов в рабочих группах Совета по стратегическому развитию при администрации Владивостока.

Напомним, на втором этапе научно-исследовательской работы будут разработаны приоритеты и стратегические ориентиры на перспективу, сформирован реестр инвестиционных проектов, которые могут быть реализованы на территории города. На третьем – разработаны и предложены мероприятия по их реализации и система индикаторов достигнутых результатов. Новый документ, по плану, должен быть принят до конца 2016 года.

Актуальная тема

Сказка может быть настоящей

Побывали в резиденции рождественского деда

thumb_398307_news_xl_crop.jpeg
Другие материалы рубрики "Общество"
424fee4e2adadf7d9a4e377369e4b179f1bf8a15.jpeg

Иностранная компания задолжала приморскому моряку около 600 тысяч рублей

Прокуратура помогла гражданину «отвоевать» свои кровные

06877bfe710832080d3997504b224873b0e15c3c.png

Приморье вошло в тройку лидеров по стоимости метра жилья

Обгоняют край лишь Москва и Санкт-Петербург

8a0a3777d14cd5009e35c4bceeef035bc886c19e.jpeg

Пыль висит в воздухе: отголоски песчаной бури заметили в Приморье

Народный синоптик рекомендует сегодня минимизировать свое нахождение на улице