Тридцать лет назад - назад всего в нескольких километрах от Владивостока, у острова Скрыплева - затонула подводная лодка С-178, во время катастрофы погибли 32 члена экипажа, тела шестерых так и не были найдены. За прошедшие годы собраться на Морском кладбище у памятника погибшим подводникам С-178 в трагический день 21 октября стало традицией для многих моряков Владивостока. Здесь встречаются не только те, кто выжил в глубине Уссурийского залива, но и те, кто знал экипаж и его командира, кто спасал из затонувшей субмарины и выводил на поверхность подводников, кто помнит о подвиге тихоокеанцев.В этом году исполняется 30 лет со дня гибели подводной лодки С-178 возле острова Скрыплева. А день встречи по инициативе старпома ПЛ Сергея Кубынина было решено приурочить к наступающему Дню ВМФ. Подводники и члены их семей съезжаются во Владивосток в течение недели, размещают в ротном помещении ТОВМИ. Вечер встречи с экипажем ПЛ С-178 под названием "С-178 уходит в бессмертие" состоялся во владивостокском ДОФ. Организаторами вечера стали (за что спасибо от всех моряков Владивостока и ИА "Приморье24") Приморская краевая публичная библиотека им. А.М. Горького при участии Владивостокского Морского Собрания и Союза моряков-подводников Тихоокеанского флота.Среди пришедших на встречу членов экипажа - Сергей Кубынин, старпом "эски". Благодаря его мужеству были спасены 24 члена экипажа. Как рассказала ИА "Приморье24" сам Сергей, сейчас он живет в Москве, работает капитаном судна МЧС, активно занимается общественной работой. Среди прибывших во Владивосток и ожидаемых членов экипажа - Марс Ямалов (прилетает из Екатеринбурга сегодня), Анатолий Костюнин (Барнаул), Владимир Дайнеко (ЗАТО Фокино), Сергей Иванов и Александр Левун - Владивосток и др. На вечере присутствовал известный писатель-маринист, автор исторических расследований Николай Черкашин. Его перу принадлежит книга "Траектория шторма", посвященная гибели С-178. В ходе встречи были показаны кадры документального фильма "Заложники глубины" о трагедии ПЛ С-178, получившего Гран-при на Международном кинофестивале в Санкт-Петербурге.Некоторые уже никогда не появятся на встрече: умер командир погибшей субмарины Валерий Маранго, которого с теплотой вспоминали на вечере памяти члены экипажа. Сергей Иванов, связист:- Прошло 30 лет, а я до сих пор помню всех своих боевых товарищей, помню, как гибнущие матросы обреченного 4-го отсека задраивали люки и вентиляцию, чтобы спасти своих друзей. Это были замечательные люди, которые остались верны присяге до конца.Владимир Дайнеко, замполит:- После трагедии писали про нас и нашего командира много лжи. Мы служили вместе с Маранго на С-178 три года, могу уверенно заявить о его профессионализме, глубоком знании морского дела. И о недостатках в корабельной организации, обусловленных устройством лодки, которые способствовали трагедии, и о которых после гибели людей командование флота старалось не упоминать. Например, лодочные акустики не имели прямой связи с мостиком, а значит, их доклады о цели шли к командиру с опозданием. Не могу не рассказать о том, как нас, выпавших в море с рубки субмарины, "спасали" пьяные рыбаки загубившего лодку рефрижератора. Как вывалили они в море - не глядя - спасжилеты и спаскруги, как я плавал за ними к борту, чтобы отдать спасательные средства одетым в теплое товарищам, как не завелся мотор на их шлюпке, из-за чего погиб наш офицер. Сергей Кубынин, старпом:- Я приезжаю из Москвы на наши скорбные встречи практически каждый год. Прошло много времени, но те трагические дни и ночи все еще перед глазами. От столкновения С-178 с рефрижератором удар был страшный, сразу погас свет, лодка легла на борт. Я выбежал в центральный пост, и мы с механиком начали бороться за жизнь корабля и экипажа. Кормовые отсеки погибли практически сразу, но мы до сих пор помним звук задраиваемой гибнущими вентиляции, по которой вода могла поступать из кормы в наши отсеки. Три дня я вместе с Зыбиным руководил организацией спасательных работ внутри корпуса, три дня и три ночи со мной были оставшиеся в живых моряки. Командовать ими нужды не было - все понимали, что шанс остаться в живых минимален, но он зависит от всех нас, от наших знаний и опыта. Командира посадили несправедливо, хотя никто его вины не доказал.. Счет схватки экипажа со смертью 32:29 не в нашу пользу. Могло быть больше, но мы боролись за себя и за лодку - как учили. Поражает мистика происшествия. Мы затонули на глубине 32 метра с креном 32 градуса. Погибли 32 моряка. В ходе встречи было озвучено - именно после гибели С-178 на флоте было принято решение оснастить все советские подлодки по примеру субмарин НАТО проблесковыми маячками на рубке, чтобы их ночью "даже пьяные рыбаки с автобазы" могли отличить от катера или баркаса.
Все новости
Другие материалы рубрики "В Приморье"
Опрос ВТБ: вторичное жилье больше всего ценят на Дальнем Востоке
Развитая инфраструктура и возможность быстрого новоселья перевешивают минусы