На концертах мы не просто играем - мы проповедуем
Посетивший Владивосток артист, творящий на грани стилей и жанров, нашел время для разговора с нашим корреспондентом. (ФОТО)
Владивосток. ИА Приморье 24. Конец октября – это, прежде всего, вечера таинственного праздника Хэллоуин. В клубе «BSB» ночь 27 октября была особенно необычной. Главным гостем праздника стал Roman Rain. Песни гостя из Петербурга наполнили своей энергетикой всех тех, кто решил посетить традиционный октябрьский концерт Романа и его музыкантов.
Практически 2 часа концерта пролетели незаметно. Роман, солист группы Roman Rain, работал на полную мощность. Живой звук, известные поклонникам хиты и новые композиции впервые звучали в стенах "нового" BSB. Обмен необычными эмоциями происходил между музыкантами и слушателями.
С маэстро корреспонденту ИА Приморье24 удалось поговорить во время саунд-чека. Роман с радостью согласился дать интервью, однако разговор по времени ограничил: к шоу в родном городе музыкант хотел подготовиться безукоризненно. Однако, на качестве беседы это не сказалось: Роман известен как прекрасный собеседник.
- Роман, поскольку в родном городе вы бываете крайне редко, расскажите о своих концертах в других краях. Насколько известно, у вас довольно обширный гастрольный график.
- О гастролях. Конечно, хотелось бы большей гастрольной занятости. Любой музыкант мечтает о плотной занятости и востребованности. Именно востребованность делает музыканта счастливым. Хотя, я говорю «музыкант» слишком громко. Для меня лично разница между музыкантом и артистом велика. Однако, об этом чуть позже. Да, Европа была в нашем гастрольном графике. Все было чудесно. Был Лейпциг в 2010 году, Германия. Также проездом был и во Франкфурте, Мюнхене. У нас был мини-тур по Швейцарии: Цюрих и Тун. Ну а уже оттуда я уехал в Швецию, но там я был по личным делам. Были в нашем гастрольном туре Украина, Беларусь, Казахстан. Пока что все протекает в рабочем порядке.
Пока рано говорить о каких-то глобальных свершениях. Однако, есть пульс. Взять, к примеру, Европу, Германию. Там состоялся наш дебют. Забегая чуть-чуть вперед, хочу сказать о небольшом различии в проведении концертных мероприятий. В Европе есть понятие «культура сцен». У нас, в России, она, конечно же, тоже есть. Но немного в другом варианте. В Европе строгий распорядок: когда саунд-чек, когда приезжать на площадку. Там все это строго контролируется. В той же Германии культура – не просто бизнес. Германия дышит культурой.
Я не говорю, что в России все хуже. Я родился в этой стране, я проповедую на своем родном языке. Просто культура сцены в нашей стране требует больших перемен, некой модернизации. Прежде всего – перемены формата.
- А в плане технического оборудования, каких-то требований к технической наполненности площадки? И вообще, если сравнивать процесс выступления в России и в Европе, какие есть различия?
- В Европе музыканты испытывают дискомфорт только с одной стороны. Это ограничение звукового давления. Немного поясню. В клубе существует определенная квадратура по определенному количеству подачи децибел. Единственное что может помешать российскому исполнителю, который любит мощное звучание со сцены – это именно вышеназванное ограничение. Однако, подводя итоги по европейскому турне, несмотря на некоторые трудности, все прошло великолепно.
По возвращении в мою страну, я понимаю, что над многими вещами придется работать, но, самое главное, что для меня остается, это восприятие публики. Там, за границей, все хорошо, да, но, ребята, и у нас есть публика, которая приходит на концерты и благодарит артиста аплодисментами. Денежный эквивалент – это конечно, приятно. Артист тоже хочет, простите за вульгаризм, кушать. Но не этим сыт музыкант. Музыкант, прежде всего, сыт эмоциями, которые ему дает диалог с залом. Иная конвертация даже не рассматривается. Невозможно поменять море аплодисментов, признание на какие-то монеты. Это не моё, поэтому я еще с большим рвением взялся за работу. Я иду на это, чтобы создать еще что-то более мощное, качественное, востребованное.
- Роман, вы обещали развить тезис о различии музыканта и артиста.
- Да, конечно. Сейчас мы как раз плавно подошли к тому, чтобы начать говорить об этой теме. Конечно, своим творчеством мы могли бы создать какую-либо очередную субкультуру, востребованную всеми. Но дело не в том. Дело не в том, что мы проповедуем, а в том, как мы преподносим это со сцены. Как раз здесь и можно провести параллель между артистом и музыкантом. Как правило, профессиональные музыканты играют с нотного листа, показывают технику, подают объем. Подают музыкальный фон, который крайне важен. А дело артиста – это моноспектакль. Когда артист выходит на сцену, он показывает, что он переживал, что он чувствует. Бывает, что смысл песни ни в тексте, а гораздо выше, в эмоциональной глубине. Именно эмоциональная подача дает те вещи, за которые начинает цепляться сознание. И вот тогда на сцене начинается действие. Но действие – это не всегда танцы и прочие движения. Действия в данном случае эфемерны, так просто это не объяснить. Но не всегда так бывает. Бывает, когда концерт нужно просто отработать, выжимать из себя эмоции. В этих случаях виноват только человеческий фактор.
- Какие еще проблемы могут воспрепятствовать эфемерному течению концерта?
- Технические и промоушен. У нас в России промо делается в очень узком объеме. Группе, которая хочет получить признание, проблемы с промо никак не могут способствовать.
- Роман, расскажите, пожалуйста, как началась ваша работа в Санкт-Петербурге? Легко ли человеку из Приморья пробиться самому в северной столице?
- Питер - это мой город. Москва и Питер - разные города. Но их нельзя сравнивать как плюс и минус. Питер – это город, живущий в собственном интерактиве, в собственной пульсации. В Питере все умеренно. В Москве же все идет напором. Выражение «Москва слезам не верит» не совсем подходит для мегаполисов. На периферии пробиться, выделиться еще сложнее. В большом же городе легче состояться, если усиленно работать. Если принять во внимание факторы, озвученные выше, – культура сцены, разница музыканта и артиста, правила подачи со сцены, то все поверят в то, что ты делаешь. Каждый текст, каждую историю, если бы я пережил, то от меня бы уже ничего не осталось.
Грубо говоря, когда я пишу текст и придумываю соответствующий звукоряд, я снимаю в голове кино, свой маленький минифильм. Если это все показывать убедительно, то все будут в это верить, этим заинтересуются. И вот этот самый момент. Когда человек приезжает с периферии, у него первое время кружится голова от чувства свободы. Однако, после некоторого времени вращения в творчестве, в стремлении показать из себя что-то, человека начинает давить круг бытовых проблем. Человек начинает потихоньку сдаваться. И наступает самый интересный момент. Творить, оставаясь в творческой пульсации, не тратя энергию на окружающие тебя проблемы. День без творчества – и тебя ни то что раздавят, тебя просто разотрут, не оставив ни следа. Нужно на что-то закрывать глаза, на что-то не обращать внимания. Нужно научиться быть безразличным к каким-то вещам. Я не рассказываю курс выживания в столице, я лишь рассказываю о своем собственном примере.
- Многие деятели искусств, покорившие в свое время Москву и Питер, говорили, что надо уметь занять свою нишу, поменьше амбиций и больше работы. Вы с этим согласны?
- Да, конечно. Вы знаете, я скажу одну фразу, которая уже здорово налипла на языке, но те, кто будут это читать, думаю, скрытый смысл поймут. Пропихиваем свое, мы развлекаем. Мы, что-то показывая, навязывая свою идею, одновременно приучаем к своему, развлекая. И это тоже работа. И, пока что, это получается. Публика – она не глупая. Что попало ей не подсунешь. Нет плохих зрителей. Есть музыкант, который не в состоянии донести свою мысль до своего слушателя.
- Ваше мнение ясно. Скажите, Роман, верно ли утверждение критиков о том, что стиль вашей музыки – это смесь синти-попа и готики?
- Нет, нет, ребят, что вы! У Roman Rain нет определенного стиля. И если что-то кому-то кажется, то это сугубо его личное восприятие. Я хотел изобрести свой стиль. Конечно, было бы проще сказать , что наше творчество – это смесь поп и готики, но это не так. В моей музыке можно найти много различных стилей, но нет определенной привязки к единому. Например, есть элементы танго. Но танго не в чистом виде, а всего лишь его интерпретация.
- Задам вам стандартный вопрос, он будет последним на сегодняшний вечер.. А что повлияло на ваше творчество в целом?
- О, ну это, прежде всего, Гэри Ньюман. Это просто потрясающий человек. Depeche Mode, A-Ha, Savage, Alphaville. В основном, английская и немецкая музыка. Это те группы, которые являются хрестоматийными.