Чем так угодила землянам туалетная бумага?

Психологи объяснили поведение людей во время пандемии

a5bf3209b7db459629a0f2fe139f819a25445354.jpeg

Пандемия COVID-19 добавила работы не только вирусологам, но и психологам: некоторые аспекты поведения людей в нынешних условиях не поддаются, на первый взгляд, рациональному объяснению. Но психологи свою часть работы выполнили: ответы, похоже, найдены, сообщает РИА VladNews.

Наверное, при других обстоятельствах это было бы смешно. И, наверняка, когда-нибудь над этим еще вдоволь посмеются: одной из отраслей, не то что не пострадавшей, но даже уверенно приподнявшейся после начала пандемии оказалась бумажная промышленность. Не любая: бумагой формата А4 в эпоху почти всеобщей «удаленки» склады затоварены. А вот другая – мягкая, двух- трехслойная, в упаковках по четыре и восемь рулонов – расходится на ура, и в магазины еле успевают подвозить новые партии.

Так было (но, кажется, быстро прошло) в России. И в Европе, причем любой – Западной, Восточной, Северной, и, особенно, Южной. Почему в первые дни ажиотажа люди скупали в промышленных масштабах консервы, растительное масло, крупу и макароны – это еще как-то можно понять и объяснить. Но почему туалетная бумага?!

Психотерапевт из Кельна Феликс Янсен объясняет это психологической дисфункцией: «люди испытывают страх и неуверенность. А эти сильные эмоции, в свою очередь, ведут к иррациональной оценке ситуации: «О боже, если ситуация станет еще хуже, то будут перебои с поставками – нужно срочно закупиться туалетной бумагой!"»

Логика в этом, несомненно, есть. При сильном страхе туалетная бумага – первое средство. Ну и от классической психоаналитики никуда не деться: сначала – забота о пропитании, а сразу за ней – беспокойство об обратном, так сказать, процессе. Дальше уже включается, увы, обычный стадный инстинкт: сосед принес две упаковки по восемь рулонов, я куплю три.

Но ведь должен был присутствовать и какой-то самый первый толчок (в смысле побудительный мотив). Триггер, как выражаются современные психологи.

Психологи – люди очень внимательные. Директор антикризисного психологического центра, гештальт-терапевт, психоаналитик Ирина Смолярчук заметила то, что ускользнуло от внимания большинства.

«Поскольку очагом распространения пандемии был Китай, люди в шоковом состоянии прильнули к телевизору и наблюдали, что там происходит. Здесь сработал страх опасности, страх гибели и ощущение неизвестности. Когда ситуация начала набирать обороты в Китае, буквально в каждом репортаже китайцы носили в руках туалетную бумагу и листочками бумаги пользовались, чтобы контактировать с местами общего пользования – кнопки лифтов, ручки дверей, машин. Отсюда пошло «ментальное вирусное информационное поле», где люди, не оценив информацию, стали запасаться этой бумагой», – сказала гештальт-терапевт в интервью радио Sputnik.

«Ментальный вирус», в отличие от реального, оказался не очень стойким: ряды заветных рулонов на полках супермаркетов уже восстанавливаются, хотя и не без труда. Возможно, потому что панике поддались далеко не все.

По наблюдениям Ирины Смолярчук, у молодого поколения оказался более крепкий иммунитет перед этим «мозговым вирусом». Причина, по ее мнению, в том, что двадцати-тридцатилетние абсолютно уверены: товары в интернет-магазинах есть всегда, поэтому все можно заказать онлайн – и обязательно все доставят, не сегодня так завтра. Так, на их памяти, было всегда.

«Молодежь живет абсолютно рациональным пониманием, что происходит, что можно нажать кнопку в интернете и заказать еду у курьера с доставкой. Молодежь лучше ориентируется в пространстве и новых современных технологиях», – говорит гештальт-терапевт.

«Ментальное вирусное информационное поле», настоятельно побуждавшее немедленно купить как можно больше гречки и туалетной бумаги, мы, похоже, уже миновали.

Осталось победить вирус реальный – но и это, наверняка, не за горами.

...И все таки, сказал бы в этот момент некий Дональд Фредович, и здесь тоже все началось с Китая. Не в смысле вируса – в смысле бумаги. Они же ее изобрели.

Может быть, ответим мы, Китаем все и закончится. Когда вируса уже не будет, мы чокнемся чашками с хорошим китайским чаем и выпьем его за здоровье – наше и всех остальных. А потом вечером запустим – в официально отведенных местах – фейерверк. Не зря же они его изобрели.

Актуальная тема

Сказка может быть настоящей

Побывали в резиденции рождественского деда

thumb_398307_news_xl_crop.jpeg
Другие материалы рубрики "Общество"
4f1ed098474d0515d23b3e1d6ca3206ce12be35e.jpeg

Россиянам рекомендуют не покупать телефон с рук

Мошенники могут продавать б/у смартфоны с вирусами, которые перехватывают личные данные владельца

57413d64bbc04e26324d207406e1469079dbf88b.png

Пенсионера, который провел в тундре пять месяцев, спасли на Чукотке

После спасения мужчина не нуждался в помощи медиков

9321ad5af13e2d4a2439fe2cffa1759f9a16d6fb.jpeg

Автоэксперты считают, что скоро машины будут следить за водителями

В новых автомобилях настройки конфиденциальности спрятаны глубоко в прошивке