"Ходячий замок": пять переездов одного Артэтажа

Корр. «П24» пообщался с движущей силой Фонда Артэтаж и его бессменным руководителем Александром Городним, который поведал об истории создания музея, происходящих событиях и поделился планами на будущее.

1436325826_1.jpg

Владивосток, ИА Приморье24. За всю историю Владивостока музей современного искусства Артэтаж обрёл высокий статус и стал визитной карточкой города.

Возникнув на заре 90-х, Артэтаж обрел долгую жизнь, полную радостных и тяжёлых моментов. Новейшая история оказалась круче "лихих девяностых". В последние годы будущее музея зависло в неопределенности – переезд в ДВФУ "временно отложили", а оставаться на старом месте уже невозможно.

Но с недавнего времени благодаря усилиям администрации Владивостока ситуация начала выправляться в лучшую сторону. Появилась возможность переехать в новое место. Самое же главное – у проекта появилась основа, которая с каждым днём обрастает каркасом и движется к воплощению.

Корр. «П24» пообщался с движущей силой Фонда Артэтаж и его бессменным руководителем Александром Городним, который поведал об истории создания музея, происходящих событиях и поделился планами на будущее. 

- Как же начиналась история создания музея современного искусства, и что приходилось пережить за время существования?

- За всю артэтажную жизнь я пережил пять грандиозных переездов. Впервые мы открылись в ТЮЗе (Приморский краевой драматический театр молодёжи, - прим. авт.) в 1990-м году. Там, вместе с Александром Долуда, с которым мы на протяжении первых трёх лет начинали свои галерейные дела, создали общественный Фонд культуры «Сотворчество». Тогда же провели первую большую выставку «Владивосток» в московском Дворце молодежи. На третьем этаже театра арендовали на 20 лет помещение под выставочный зал, офис и хранилище, заключив договор с тогдашним главным режиссёром Леонидом Анисимовым. Подключили спонсоров, отремонтировали залы, крышу, лестничный проход (вход был в арке между зданием театра и филармонией) и оформили их под выставки. Однако когда всё это было сделано, мы даже толком не успели открыться, как Леонид Анисимов захотел это помещение отдать японцем, компании «NHK» в частности. Были споры и наши стоны, но в итоге «театральный» ресурс победил, и наши договоры ушли в никуда… Надо было решать, куда деться.

В феврале 1992 года, не без помощи хороших людей, но без ведома краевой администрации, перебрались на первый этаж Белого дома (Администрация Приморского края – прим. авт.). Тогда там проходила конференция бизнес-кругов стран АТР, и в рамках её я буквально на стульях выставлял произведения наших художников. Так я задержался там на следующие 10 лет, провел более 100 персональных, городских, краевых и международных выставок. Там же был утвержден Фонд «Артэтаж»: цель - создание музея современного искусства во Владивостоке.Конечно, я благодарен - прежде всего тогдашним губернаторам Кузнецову и Наздратенко, управлению культуры края за внимание к работе галереи и фонда, за их льготные платежи по аренде огромного зала, чего не получилось продолжить с пришествием Сергея Дарькина. И вновь пришлось срочно эвакуироваться в никуда. На тот момент у меня было четыре грузовика картин, скульптур, выставочного оборудования. Я каждый год писал всем мэрам и губернаторам, какие у нас только были. Просьба моя заключалась в создании во Владивостоке выставочных площадей и музея современного искусства.- Было ли предложено какое-нибудь новое место?

- Нет, нас в январе отправили прямо на улицу. Тогда я пошел в ДВГУ с надеждой на гуманитарную составляющую в моих художественных помыслах. Весной 2002 года ректор ДВГУ Владимир Курилов предложил место в библиотеке на Октябрьской, которая должна была построиться для университета. Он сам об этом распорядился и даже нарисовал в плане отдельный вход с лестницей. Здание тогда ещё только строилось и находилось в замороженном состоянии, и в итоге всё артэтажное добро перевезли на хранение в корпус на Экипажной.

Прошло больше года, но дело с библиотекой застыло и никто не мог ответить, когда начнется и закончится стройка. Тогда же поступило от ректора ДВГТУ Геннадия Турмова предложение нового места под музей и галереи – в университетской библиотеке. Настал очередной переезд на Орлиную сопку. За два года были надстроены этажи в здании библиотеки у Фуникулера (Аксаковская, 12) и более 700 кв.м. выставочных площадей. Там с 2005 года был зал постоянной музейной экспозиции, а рядом, в большом зале под стеклянной крышей, еще десять лет устраивали выставки. Народ ликовал!

Все было благородно и красиво, пока нас всех не объединили в ДВФУ, а здание выставили на продажу. Взамен предложили упаковываться и искать место в кампусе на Русском острове. Народ застонал! Это очень неудобно как для посетителей, так и для масштабных выставок, а самое главное - там вообще нет специального помещения для музея, которое, как заявляли ранее, будет построено в 2018 году. Однако в 2014 году даже эти сроки уже не упоминали. Конечно, можно ждать до конца века, когда все там образуется… Очень важно ещё то, что музейная экспозиция и другие регулярные выставки будут реально оторваны от города, от действующих художников, множеством постоянных посетителей не будут востребованы. В этих условиях пришлось вновь принимать меры - искать место.

Понимание и помощь пришла со стороны родного города. Полагаю, ректорат университета внял моим мольбам о действующем музее и с богом отпустил Артэтаж под муниципальное крыло.

- Как же удалось оказаться в центре города?- Прошлой весной у нас проходила выставка архитектуры, которую посетил глава Владивостока Игорь Пушкарёв. Я объяснил ему ситуацию и был понят. Сначала были планы принять под муниципальные нужды тот участок на Аксаковской, 12. Это место очень подходит для горожан и гостей города, потому что там и фуникулер, и главная видовая площадка рядом. Планировали обустроить территорию, сделать культурную городскую рекреационную зону с музеем истории города, выставочными залами музея современного искусства и прочее сопутствующее очагам культуры.Однако приобрести этот участок оказалось непросто – он в федеральной собственности, стоит отдельных затрат во времени, а на горизонте появились конкуренты. В итоге Игорь Сергеевич решил обойтись своими городскими силами и предложил место Дома Дэмби на Адмирала Фокина, 25. Считаю, что это исторически важное и необходимое городу решение. Здесь нужно отдать должное нашему мэру и много-много благодарить его за это решение. Замглавы Елена Щеголева сейчас курирует этот вопрос, держит постоянно дело под контролем и существенно поддерживает.- Каким будет новый Артэтаж?- В настоящий момент идет плановая работа по оформлению документации на проектирование и реконструкцию здания под городской художественный музей, разработка юридического статуса и устава музея. Около 1300 единиц работ фонда мной уже передано в муниципальную собственность. Сделал рабочее техническое задание, с прицелом на привлекательность для туристов и естественно горожан, где обозначил три постоянных выставочных зала. Первый: Сибирь и Дальний Восток, с приоритетом на Приморье и Владивосток. Далее зал, где будут представлены работы художников центральной части России. Наконец, зал коллекции работ иностранных авторов. Замечу, уже нынешний фонд вполне располагает достойными этого произведениями.

Ещё в городском музее планируется несколько залов временных выставок: это конференц-зал, залы для персональных авторских работ. Ещё музею города необходимы фондохранилище, реставрационная мастерская, служебные помещения для сотрудников, место для хранения инвентаря и оборудования. Планируем открыть художественный салон, бутик сувениров, книжную лавку. А ещё хотим организовать Попечительский Совет музея, привлекать гранты, меценатов и спонсоров к музейным проектам.

- А что известно об этом здании?

- Дом Демби - это памятник истории и культуры Владивостока. Он был построен в стиле модерн в 1907-09 годах и имеет богатую историю. В будущем хотелось бы сделать здесь памятную доску основателю дома - Георгию Филлиповичу Демби, отразить кратко историю дома. Собираю сейчас материал по истории этого строения.

Узнал от краеведов, Амира Хисамудинова и Нелли Мизь, что Георгий Демби был доверенным лицом первого жителя Владивостока Якова Семёнова и работал одно время на Сахалине. В 1890 году познакомился с Чеховым - в книге «Остров Сахалин» писатель часто упоминает его имя. Когда Демби завел свое дело, он перебрался во Владивосток и купил этот участок земли. Здесь он пользовался большим уважением и считался старожилом города. Он и его сыновья были членами Общества изучения Амурского края, куда передали немало средств и экспонатов для музея ОИАК. С почтением и уважением к этой семье относился и Владимир Арсеньев.

До революции в здании размещались торговые магазины «Товарищества Пташникова» и книжный магазин Барашкова, где помимо книг продавались картины и кисти, краски и багет. С 1912 по 1917 год дом занимало вице-консульство Великобритании. В части здания располагалась гостиница под названием «Германия». После 1922 года здесь размещались отделы штаба народно-революционной армии Дальневосточной республики, где бывал командарм Уборевич. Ещё здесь находилась главная контора Дальзверокомбината, а с 1930-х годов дом занимал районный комитет компартии и администрация Фрунзенского района.

- Как проходит ремонт?

- Главная задача для нас - сохранить исторический облик здания: всю ту архитектуру и декор, что была заложена в начале прошлого века. Снести внутри кучу надстроенных за сто лет стен из фанеры и гипсакатона, сохранить первоначальную лепнину потолков и стен, кафельную плитку полов, кованные лестничные перила. Словом, максимально всё, что осталось от первоначальной постройки, мы будем лелеять. Администрацией города уже на этот год заложены деньги на реконструкцию и оборудование части здания второго этажа по Океанскому проспекту,9. Происходит расселение служащих на трех этажах по Фокина,25 и, естественно, затем там предстоят ремонт и основная реконструкция всего здания.

- И что же нас ждёт, когда двери Артэтажа откроются для посетителей?- Выставочных планов уже и сейчас очень много, а выставляться будут проекты со всего света. Пока строимся, что-то явно отменится, а что-то, наоборот, прибавится. Знаю из галерейной практики - многие известные художники стремятся побывать и показаться во Владивостоке. Такие настроения бодрят, заставляют действовать. Однако первая выставка, полагаю, должна быть представлена работами из фондов музея во всех залах.

Последний раз подобная выставка была в Артэтаже на Аксаковской в 2013 году. Она занимала более 700 квадратных метров площадей и имела большой успех у посетителей, хорошо оценена известными в стране искусствоведами. К сожалению, не все желающие успели ее посмотреть. С тех пор коллекция пополнилась новыми замечательными работами из разных частей света. Уверен, что и многие известные в стране и за рубежом художники будут постоянными участниками наших выставочных проектов, а город только прибавит себе положительного потенциала.

Все новости
Другие материалы рубрики "Интервью"
kinolog1.jpg

Кинологи Владивостока начнут сотрудничать со Следственным комитетом

Основной целью соглашения станет обмен информацией ради безопасности граждан

Сегодня во Владивостоке ожидается кратковременный дождь

Температура воздуха  +21...+23

333.jpg

Борис Кубай рассказал о приближающемся циклоне

В Приморье ожидаются непродолжительные, но интенсивные дожди