"Ходячий замок": пять переездов одного Артэтажа

Корр. «П24» пообщался с движущей силой Фонда Артэтаж и его бессменным руководителем Александром Городним, который поведал об истории создания музея, происходящих событиях и поделился планами на будущее.

1436325826_1.jpg

Владивосток, ИА Приморье24. За всю историю Владивостока музей современного искусства Артэтаж обрёл высокий статус и стал визитной карточкой города.

Возникнув на заре 90-х, Артэтаж обрел долгую жизнь, полную радостных и тяжёлых моментов. Новейшая история оказалась круче "лихих девяностых". В последние годы будущее музея зависло в неопределенности – переезд в ДВФУ "временно отложили", а оставаться на старом месте уже невозможно.

Но с недавнего времени благодаря усилиям администрации Владивостока ситуация начала выправляться в лучшую сторону. Появилась возможность переехать в новое место. Самое же главное – у проекта появилась основа, которая с каждым днём обрастает каркасом и движется к воплощению.

Корр. «П24» пообщался с движущей силой Фонда Артэтаж и его бессменным руководителем Александром Городним, который поведал об истории создания музея, происходящих событиях и поделился планами на будущее. 

- Как же начиналась история создания музея современного искусства, и что приходилось пережить за время существования?

- За всю артэтажную жизнь я пережил пять грандиозных переездов. Впервые мы открылись в ТЮЗе (Приморский краевой драматический театр молодёжи, - прим. авт.) в 1990-м году. Там, вместе с Александром Долуда, с которым мы на протяжении первых трёх лет начинали свои галерейные дела, создали общественный Фонд культуры «Сотворчество». Тогда же провели первую большую выставку «Владивосток» в московском Дворце молодежи. На третьем этаже театра арендовали на 20 лет помещение под выставочный зал, офис и хранилище, заключив договор с тогдашним главным режиссёром Леонидом Анисимовым. Подключили спонсоров, отремонтировали залы, крышу, лестничный проход (вход был в арке между зданием театра и филармонией) и оформили их под выставки. Однако когда всё это было сделано, мы даже толком не успели открыться, как Леонид Анисимов захотел это помещение отдать японцем, компании «NHK» в частности. Были споры и наши стоны, но в итоге «театральный» ресурс победил, и наши договоры ушли в никуда… Надо было решать, куда деться.

В феврале 1992 года, не без помощи хороших людей, но без ведома краевой администрации, перебрались на первый этаж Белого дома (Администрация Приморского края – прим. авт.). Тогда там проходила конференция бизнес-кругов стран АТР, и в рамках её я буквально на стульях выставлял произведения наших художников. Так я задержался там на следующие 10 лет, провел более 100 персональных, городских, краевых и международных выставок. Там же был утвержден Фонд «Артэтаж»: цель - создание музея современного искусства во Владивостоке.Конечно, я благодарен - прежде всего тогдашним губернаторам Кузнецову и Наздратенко, управлению культуры края за внимание к работе галереи и фонда, за их льготные платежи по аренде огромного зала, чего не получилось продолжить с пришествием Сергея Дарькина. И вновь пришлось срочно эвакуироваться в никуда. На тот момент у меня было четыре грузовика картин, скульптур, выставочного оборудования. Я каждый год писал всем мэрам и губернаторам, какие у нас только были. Просьба моя заключалась в создании во Владивостоке выставочных площадей и музея современного искусства.- Было ли предложено какое-нибудь новое место?

- Нет, нас в январе отправили прямо на улицу. Тогда я пошел в ДВГУ с надеждой на гуманитарную составляющую в моих художественных помыслах. Весной 2002 года ректор ДВГУ Владимир Курилов предложил место в библиотеке на Октябрьской, которая должна была построиться для университета. Он сам об этом распорядился и даже нарисовал в плане отдельный вход с лестницей. Здание тогда ещё только строилось и находилось в замороженном состоянии, и в итоге всё артэтажное добро перевезли на хранение в корпус на Экипажной.

Прошло больше года, но дело с библиотекой застыло и никто не мог ответить, когда начнется и закончится стройка. Тогда же поступило от ректора ДВГТУ Геннадия Турмова предложение нового места под музей и галереи – в университетской библиотеке. Настал очередной переезд на Орлиную сопку. За два года были надстроены этажи в здании библиотеки у Фуникулера (Аксаковская, 12) и более 700 кв.м. выставочных площадей. Там с 2005 года был зал постоянной музейной экспозиции, а рядом, в большом зале под стеклянной крышей, еще десять лет устраивали выставки. Народ ликовал!

Все было благородно и красиво, пока нас всех не объединили в ДВФУ, а здание выставили на продажу. Взамен предложили упаковываться и искать место в кампусе на Русском острове. Народ застонал! Это очень неудобно как для посетителей, так и для масштабных выставок, а самое главное - там вообще нет специального помещения для музея, которое, как заявляли ранее, будет построено в 2018 году. Однако в 2014 году даже эти сроки уже не упоминали. Конечно, можно ждать до конца века, когда все там образуется… Очень важно ещё то, что музейная экспозиция и другие регулярные выставки будут реально оторваны от города, от действующих художников, множеством постоянных посетителей не будут востребованы. В этих условиях пришлось вновь принимать меры - искать место.

Понимание и помощь пришла со стороны родного города. Полагаю, ректорат университета внял моим мольбам о действующем музее и с богом отпустил Артэтаж под муниципальное крыло.

- Как же удалось оказаться в центре города?- Прошлой весной у нас проходила выставка архитектуры, которую посетил глава Владивостока Игорь Пушкарёв. Я объяснил ему ситуацию и был понят. Сначала были планы принять под муниципальные нужды тот участок на Аксаковской, 12. Это место очень подходит для горожан и гостей города, потому что там и фуникулер, и главная видовая площадка рядом. Планировали обустроить территорию, сделать культурную городскую рекреационную зону с музеем истории города, выставочными залами музея современного искусства и прочее сопутствующее очагам культуры.Однако приобрести этот участок оказалось непросто – он в федеральной собственности, стоит отдельных затрат во времени, а на горизонте появились конкуренты. В итоге Игорь Сергеевич решил обойтись своими городскими силами и предложил место Дома Дэмби на Адмирала Фокина, 25. Считаю, что это исторически важное и необходимое городу решение. Здесь нужно отдать должное нашему мэру и много-много благодарить его за это решение. Замглавы Елена Щеголева сейчас курирует этот вопрос, держит постоянно дело под контролем и существенно поддерживает.- Каким будет новый Артэтаж?- В настоящий момент идет плановая работа по оформлению документации на проектирование и реконструкцию здания под городской художественный музей, разработка юридического статуса и устава музея. Около 1300 единиц работ фонда мной уже передано в муниципальную собственность. Сделал рабочее техническое задание, с прицелом на привлекательность для туристов и естественно горожан, где обозначил три постоянных выставочных зала. Первый: Сибирь и Дальний Восток, с приоритетом на Приморье и Владивосток. Далее зал, где будут представлены работы художников центральной части России. Наконец, зал коллекции работ иностранных авторов. Замечу, уже нынешний фонд вполне располагает достойными этого произведениями.

Ещё в городском музее планируется несколько залов временных выставок: это конференц-зал, залы для персональных авторских работ. Ещё музею города необходимы фондохранилище, реставрационная мастерская, служебные помещения для сотрудников, место для хранения инвентаря и оборудования. Планируем открыть художественный салон, бутик сувениров, книжную лавку. А ещё хотим организовать Попечительский Совет музея, привлекать гранты, меценатов и спонсоров к музейным проектам.

- А что известно об этом здании?

- Дом Демби - это памятник истории и культуры Владивостока. Он был построен в стиле модерн в 1907-09 годах и имеет богатую историю. В будущем хотелось бы сделать здесь памятную доску основателю дома - Георгию Филлиповичу Демби, отразить кратко историю дома. Собираю сейчас материал по истории этого строения.

Узнал от краеведов, Амира Хисамудинова и Нелли Мизь, что Георгий Демби был доверенным лицом первого жителя Владивостока Якова Семёнова и работал одно время на Сахалине. В 1890 году познакомился с Чеховым - в книге «Остров Сахалин» писатель часто упоминает его имя. Когда Демби завел свое дело, он перебрался во Владивосток и купил этот участок земли. Здесь он пользовался большим уважением и считался старожилом города. Он и его сыновья были членами Общества изучения Амурского края, куда передали немало средств и экспонатов для музея ОИАК. С почтением и уважением к этой семье относился и Владимир Арсеньев.

До революции в здании размещались торговые магазины «Товарищества Пташникова» и книжный магазин Барашкова, где помимо книг продавались картины и кисти, краски и багет. С 1912 по 1917 год дом занимало вице-консульство Великобритании. В части здания располагалась гостиница под названием «Германия». После 1922 года здесь размещались отделы штаба народно-революционной армии Дальневосточной республики, где бывал командарм Уборевич. Ещё здесь находилась главная контора Дальзверокомбината, а с 1930-х годов дом занимал районный комитет компартии и администрация Фрунзенского района.

- Как проходит ремонт?

- Главная задача для нас - сохранить исторический облик здания: всю ту архитектуру и декор, что была заложена в начале прошлого века. Снести внутри кучу надстроенных за сто лет стен из фанеры и гипсакатона, сохранить первоначальную лепнину потолков и стен, кафельную плитку полов, кованные лестничные перила. Словом, максимально всё, что осталось от первоначальной постройки, мы будем лелеять. Администрацией города уже на этот год заложены деньги на реконструкцию и оборудование части здания второго этажа по Океанскому проспекту,9. Происходит расселение служащих на трех этажах по Фокина,25 и, естественно, затем там предстоят ремонт и основная реконструкция всего здания.

- И что же нас ждёт, когда двери Артэтажа откроются для посетителей?- Выставочных планов уже и сейчас очень много, а выставляться будут проекты со всего света. Пока строимся, что-то явно отменится, а что-то, наоборот, прибавится. Знаю из галерейной практики - многие известные художники стремятся побывать и показаться во Владивостоке. Такие настроения бодрят, заставляют действовать. Однако первая выставка, полагаю, должна быть представлена работами из фондов музея во всех залах.

Последний раз подобная выставка была в Артэтаже на Аксаковской в 2013 году. Она занимала более 700 квадратных метров площадей и имела большой успех у посетителей, хорошо оценена известными в стране искусствоведами. К сожалению, не все желающие успели ее посмотреть. С тех пор коллекция пополнилась новыми замечательными работами из разных частей света. Уверен, что и многие известные в стране и за рубежом художники будут постоянными участниками наших выставочных проектов, а город только прибавит себе положительного потенциала.

Другие материалы рубрики "Интервью"
7b8300f830baba945e416a6526faa032d22d86b2.jpeg

ЕГЭ близко: сколько стоит подготовить ребенка к экзамену во Владивостоке

Репетитор по русскому языку Дарья Агапова отметила, что дополнительные занятия с педагогами сейчас очень востребованы

3b060ef271589933f6d9e858b2ab90b7103ffff2.jpeg

Американский турист в Приморье: «Русские девушки самые красивые – это факт»

Как изменилась жизнь американцев после санкций и чем Россия покоряет сердца туристов — в материале РИА VladNews

17707be578709dd1dc6b312581d914afc4322b29.jpeg

Борис Кубай: «Я бы хотел, чтобы ни одного тайфуна летом к нам не пришло»

Эксклюзивное интервью – на РИА VladNews