Как вера в Бога помогает выкарабкаться из порочного круга наркозависимости

Интервью ИА "Приморье24"

2998f085e6513aacae5e33441f3f398f8567fa75.jpeg

Во Владивостоке при Покровском храме уже 16 лет существует Душепопечительский центр реабилитации для граждан с наркотической или алкогольной зависимостью. В реабилитационный центр приходят те, для кого проблема наркотиков дошла до критической точки, те, кому идти уже просто некуда. Центр назван в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского и работает с благословения митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина. Руководят этим непростым «миром» протоиерей отец Александр Талько и его помощник Сергей Козлов, который и рассказал корреспонденту информационного агентства "Primorye24" о том, как вера в Бога помогает выкарабкаться из порочного круга наркозависимости.

- Чаще всего наркозависимых людей в ваш центр приводят насильно или на добровольных началах?

- У нас все приходят добровольно. Чаще по одному, потому что связи с родственниками, как правило, уже разрушены. Любая реабилитация должна быть только добровольной. Добровольно – не значит, что он идет с радостью, бывает, что других вариантов просто нет. Человеку показывают правила поведения в центре, если у него хоть какой-то пункт вызывает сомнение или нежелание соблюдать его, он не останется. Наши условия – это личное желание и соблюдение наших правил.

- К вам приходят наркозависимые, употреблявшие в основном тяжелые наркотики?

- А есть легкие наркотики? Есть наркотики, которые не бьют так сильно по мозгам, как тот же героин, но от которых избавиться гораздо сложнее и вреда от них не меньше. От героина отказаться гораздо легче, чем от сигарет. А вот новые наркотики - «спайсы», «соли», то, что мы «синтетикой» называем, это очень опасно, мозги поражаются гораздо серьезней, чем от опиатов.

- Обращаются ли в ваш центр несовершеннолетние, молодежь?

- Несовершеннолетними мы не имеем права заниматься. Если на меня каким-то образом выходят, подростков я «переключаю» на отца Александра, он бывший врач-хирург, сейчас дополнительно отучился на психиатра, поэтому он какие-то вещи может сам рекомендовать, куда-то направить, в основном это государственный наркодиспансер.

- А вы с ними сотрудничаете?

- Да, более того, некоторые приходят в наш центр и не могут воспринять его из-за своего состояния, это нормально, поэтому лучше сначала провести медикаментозное лечение. Например, в Приморском краевом наркологическом диспансере, на Гоголя, 35 пару недель лечат, а потом переводят в отделение, где человек 3-4 месяца может находиться и погружаться в очень серьезную психотерапию. А через 4 месяца можно уже предлагать какие-то другие центры, в том числе и наш. Получается такой тандем, они со своей стороны что-то подшлифуют, а мы со своей. Медикаменты могут помочь, но кардинально проблему не решат, в общем-то медики с этим не спорят. Они лечат серьезные состояния, а реабилитация, социализация – это то, чем должны заниматься другие структуры.

- А вы как их лечите?

- Не лечим, а реабилитируем. Основная цель реабилитации – приобретение навыков духовной жизни: исповедь, Причастие, пост. Участие в Богослужениях, трудотерапия, то есть послушания. Для полноценной реабилитации есть минимум, который воспитанник должен сдать. Пять пунктов, связанных с православием. Читаются наизусть определённые молитвы и их толкование. В конце дается суточный круг богослужения. На каждый экзамен воспитаннику дается месяц. В конце реабилитации он должен выучить два стихотворения Пушкина и сдать реферат на согласованную тему. На выпуск они читают стихотворения в храме перед присутствующими. Тушуются, конечно, но происходит всё интересно, матери особенно довольны, когда видят, как наши воспитанники выкарабкиваются.

- Какие специалисты с ними работают?

- Были у нас раньше врачи, психиатры-наркологи с ними работали. Но сейчас у нас только священник отец Александр, у него есть образование психиатра, и я. Дополнительно раз в неделю, иногда реже, приходит психолог из наркологического диспансера. Также у нас есть специалист, который преподает основы православной веры.

- Сколько длится период реабилитации?

- Основной период реабилитации в Душепопечительском центре длится 1 год и 3 месяца, а потом еще 3 месяца амбулаторный период – это период, когда человек может устраиваться на работу, снимать жилье, то есть проживать вне центра. В этот период видно, ходит ли он на службы, выполняет ли те правила и рекомендации, которые ему были даны.

Молитвы - как техника безопасности. Когда бросают молиться, это чувствуется моментально, даже за неделю можно «врюхаться» очень серьезно. Представьте: тепличные условия, крыша над головой есть, не надо думать, что ты будешь кушать и так далее, и вдруг человек выходит один на один с этим миром, где много искушений и сорваться очень легко. Именно в этот период основная масса и срывается.

- У вас есть статистика, кто возвращается к нормальной жизни, а кто срывается?

- Примерно у 63% после полной реабилитации идет устойчивая ремиссия.

- После реабилитации можно ли вашим воспитанникам остаться при центре?

- Да, они могут оставаться водителями, электриками, поварами, но это количество людей при храме ограничено. Наша задача все-таки подготовить их для жизни в миру, чтобы они выходили и становились нормальными членами общества, работали, платили налоги, возмещали весь тот ущерб, который они когда-то нанесли.

- Религия занимает значимое место в жизни этих людей?

- У всех по-разному. Каждый потом на своей шкуре испытывает, быть с Богом или без. Говорить о том, что человек полностью погрузился в религию, наверное, нельзя, но ремиссия, как правило, у тех, кто от храма не отступает. Не потому, что он какой-то зомбированный фанатик, а потому, что он реально понимает, что без помощи Божией в этом мире ему делать нечего. На службу в храме в воскресенье обычно приходит человек десять выпускников, порой уже со своими детьми. Ходят они стабильно – это показатель.

- По вашему мнению и опыту, почему люди начинают употреблять наркотики?

- Любопытство, незнание. Иногда вседозволенность, когда, например, денег много. У меня случай был: женщина пришла ко мне на консультацию, на тот момент ей было 39 лет, употреблять наркотики начала в 36. Когда сыну было 18 лет, она узнала, что он употребляет наркотики, сначала боролась, а потом, чтобы понять, что это такое, решила сама попробовать.

Напомним, в Приморском крае реализуется государственная программа «Безопасный край» на 2020-2027 годы, которая предусматривает мероприятия, направленные на снижение уровня преступности в регионе, а также на профилактику правонарушений и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Другие материалы рубрики "В Приморье"
Празднование ВУКС.jpg

53 года назад во Врангеле стартовала Всесоюзная ударная комсомольская стройка

К моменту завершения стройки, которое состоялось с 6-месячным опережением срока, порт уже являлся градообразующим предприятием

build-a-house-4503738_1280 (1).jpg

ВТБ увеличил объем выдач ипотеки в Приморье в четыре раза

За первую половину марта заемщики банка оформили более 11 тысяч жилищных кредитов на 56 млрд рублей

Награждение.jpg

Тхэквондистка из команды «Восточного Порта» прославила Приморье на Первенстве России

Cоревновались между собой более 50 лучших юных тхэквондистов страны