Картинная галерея во Владивостока рассказала о японских нэцкэ

Выставка из частной коллекции должна открыться уже через неделю

50c27c71a63735edfedb5612e5d7e796fe2e9fb1.jpeg

Совсем скоро во Владивостоке появится выставка нэцкэ из частной коллекции. Приморская государственная картинная галерея, где и будет организована экспозиция, рассказали об этом японском явлении искусства, сообщает РИА VladNews со ссылкой на пресс-службу культурного учреждения.

Миниатюрная скульптура нэцкэ по праву считается одной из визитных карточек Японии. Действительно, крошечные фигурки из кости и дерева давно завоевали сердца музейщиков, коллекционеров и всех, кто хоть немного интересуется японской культурой и искусством. А ведь изначально нэцкэ вещь сугубо утилитарная: в традиционном японском костюме нет карманов, потому и возникла необходимость в появлении брелока-противовеса для крепления к поясу небольших предметов. На самом деле брелок-противовес – изобретение вовсе не японское. Изделия типа нэцкэ использовались на обширной территории: в Венгрии, на Крайнем Севере и в Эфиопии, словом, везде, где был костюм без карманов, но с поясом. В Японию такие брелоки попали, вероятно, из Китая, где ещё до появления нэцкэ носили изделия аналогичного предназначения – чжуй-цзы. Но в отличие от китайского аналога японские нэцкэ превратились в самостоятельное и глубоко национальное искусство.

Расцвет искусства нэцкэ пришёлся на период Эдо (1603–1868), эпоху военного правления Сёгуната Токугава, характеризовавшуюся режимом почти полной самоизоляции Японии в мире. Сведение к минимуму контактов с другими странами послужило предпосылкой для формирования уникальной культуры и искусства на территории японского архипелага. Влияние китайской культуры постепенно уменьшалось, а литература, живопись и художественные ремёсла развивались путём совершенствования своих многовековых традиций. Эпоха Эдо – время феноменального расцвета всех видов искусств в Японии. Первые упоминания о нэцкэ приходятся на самый конец XVI века, но подлинным расцветом этого искусства считается вторая половина XVIII – первая половина XIX веков. В экспозицию вошли преимущественно произведения этого периода, но также есть и изделия последующей эпохи Мэйдзи (1868–1912).

Основными материалами для изготовления нэцкэ были кость и дерево. Наиболее благородными считались слоновая кость и дерево твёрдых пород, особенно самшит, имеющий невероятно красивый тёплый оттенок. Японские резчики достигли удивительного мастерства в обработке этих материалов. Одна из особенностей техники изготовления нэцкэ из кости заключается в том, что резчик использует природную форму и фактуру материала, как бы подстраивается под неё, обыгрывает в своём изделии. Например, изогнутая и заострённая форма клыка диктует резчику изображение рыбы, а трубчатую структуру кости он использует для создания поверхности морской раковины. Частично поверхность может остаться необработанной, если это согласуется с замыслом мастера. Также резчики по возможности использовали естественные отверстия в материале для продевания шёлкового шнурка. Нередко нэцкэ инкрустировались поделочными камнями, цветным стеклом; весьма популярно было чернение и раскрашивание цветными красками, а деревянные нэцкэ зачастую тонировались по всей поверхности.

Представление о способе ношения нэцкэ дают поясные комплекты в сборке. Они состоят из брелока, шёлкового шнура, продетого в дырочки, которые обязательно имеются у нэцкэ, и сагэмоно – небольшого предмета, который необходимо подвесить. В качестве сагэмоно может выступать кошелёк, кисет для табака или футляр для курительной трубки, но чаще всего это деревянные коробочки для медикаментов, косметики, личной печати и других мелких предметов – так называемые инро. Зачастую инро украшались роскошной резьбой, инкрустировались камнями, цветным стеклом, перламутром, расписывались красками и лаками, также становясь произведениями искусства. Последняя деталь этого комплекта – бусина одзимэ, надеваемая на шнурок в качестве пряжки, чтобы предотвратить случайное открытие коробочки.

Экспозиция выставки знакомит с наиболее популярными сюжетными направлениями нэцкэ. Прежде всего, это сюжеты, связанные с верованиями японцев. Основной чертой религиозных представлений в Японии по сей является синкретизм – мирное сосуществование различных конфессий. Яркий пример такого сосуществования – «Ситифукудзин» или «Семь богов счастья», чрезвычайно популярные в народе в период Эдо. В семёрку вошли божества из пантеонов буддизма, синтоизма и даосизма – наиболее распространённых в Японии религий. Наряду с божествами «великолепной семёрки» представлены также нэцкэ, изображающие даосских мудрецов сэннинов – ещё один излюбленный резчиками сюжет.

Ещё один сюжет – чужестранцы. В течение почти всего периода Эдо – времени самоизоляции Японии – единственной страной, с которой японцы поддерживали отношения, была Голландия. На территории архипелага жили представители других национальностей – китайцы, корейцы, обитатели южных островов, но жили они изолированно, им запрещалось покидать специально отведённые для них районы. Поэтому облик иностранцев вызывал живой интерес у японцев, в том числе у резчиков нэцкэ. Однако зачастую в миниатюрной скульптуре облик их не соответствовал действительности, в их одежде и причёсках нередко присутствовала путаница – смешение элементов костюмов и внешности различных иноземцев.

Бóльшая часть ранних нэцкэ XVIII века – животные календарного цикла, и этот сюжет также представлен на выставке. В изображении животных резчики нэцкэ достигли особых высот мастерства. С помощью умелой резьбы они великолепно передают повадки животного, а ювелирная гравировка помогает им правдоподобно изобразить фактуру шерсти или чешуи.

В экспозицию вошли очень интересные изделия, посвящённые театральным представлениям, занимавшим важное место в японской культуре. Один из наиболее популярных по сей день традиционных театров Японии – театр нō, неотъемлемым атрибутом которого является маска. Именно ношением масок характеризуются фигурки со сменяемыми «добрыми» и «злыми» лицами – вероятно, это актёры. Сами маски также являлись весьма распространённым сюжетом. Так как актёрами театра нō могут быть только мужчины, для создания женских персонажей используются соответствующие маски. Женскую маску можно увидеть в экспозиции.

Представлены и другие популярные сюжеты: мифологические существа, исторические персонажи, а также эротические нэцкэ, составляющие особый раздел выставки.

В целом экспозиция демонстрирует разнообразие жанров и техник, существующих в искусстве нэцкэ, с их помощью знакомит зрителей с основными компонентами японской культуры и удивительным талантом японских мастеров, создававших из повседневных вещей настоящие произведения искусства, восхищающие нас спустя века.

Фоторепортаж по выставке, которая должна была открыться ещё в конце июня, можно посмотреть по ссылке.

Подготовлено в рамках проекта «Культурные люди».

Другие материалы рубрики "Общество"
66820881b9f63d5754c1612ea09ad67bae918362.jpeg

Возвращение россиян с курортов может спровоцировать вспышки COVID-19

Так считает заведующая кафедрой инфекционных болезней РУДН Галина Кожевникова

0c418e1fe8ea106990f07daad16d9d995e3e2e9a.jpeg

Мальчику из Владивостока нужна помощь

Всю свою жизнь этот героический парень вместе с родителями борется за шанс жить обычной жизнью

208bc9b610ca39811d521fdbe203d216e75d8031.jpeg

Жители Приморья могут взять ипотеку под 1%

Процентная ставка по ипотечному кредиту для семей Дальнего Востока снижена до рекордных значений