Эксперт: рост ОСАГО на 40-60% спасет рынок от коллапса

Субботнее утро для автолюбителей всей страны оказалось омрачено неприятным "сюрпризом". Центробанк объявил, что тарифы ОСАГО с 12 апреля возрастут - от 40 до 60%.

1426905085_osago.jpg

Стоимость полиса ОСАГО вырастет на 40–60%, следует из материалов Центробанка от 20 марта.

Как стало известно из федеральных СМИ, тариф будет повышен с 12 апреля. Рост стоимости составит 40%, при этом до 20% увеличивается коридор, в рамках которого страховые компании могут устанавливать свои тарифы.

Ранее гендиректор «Ингосстраха» Михаил Волков заявлял, что базовый тариф по ОСАГО требуется увеличить более чем на 50%, чтобы бороться с обесцениванием рубля, повышением цен на запчасти и предстоящим с 1 апреля повышением лимита выплат пострадавшим в ДТП.

В начале марта Банк России признал, что увеличение стоимости полисов ОСАГО в 2015 году может превысить запланированные 30% из-за девальвации рубля.

ИА П24 удалось получить экспертный комментарий.

Президент Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс поддерживает решение Банка России о повышении тарифа ОСАГО на 40% и установление тарифного коридора на уровне 20%.

«Повышения именно на таком уровне рынок ждал очень давно, этот тариф обеспечит стабилизацию выплат, балансировку рынка, даже в наиболее проблемных регионах. Можно ожидать улучшения качества услуг, оказываемых страховщиками», - сказал Игорь Юргенс, подчеркнув при этом, что потребителям важно понимать: устанавливаемая цена услуги ОСАГО учитывает более чем трехкратное расширение лимитов покрытия по полисам – до 500 тыс. рублей при причинении вреда жизни и здоровью.

Вводится также новая система расчёта выплат пострадавшим, которая позволит человеку получить возмещение от страховщика сразу, а не только после окончания лечения и предоставления чеков, с начала апреля выплата будет осуществляться за сам факт причинения вреда жизни и здоровью.

Существенно расширится с 1 апреля и круг лиц, которые смогут получать компенсацию за причиненный вред жизни и здоровью – это будут не только иждивенцы, но и все ближайшие родственники. Также упростится процесс оформления документов – перечень будет минимальным.

 Президент ВСС и РСА добавил: «Нельзя не отметить, что позитивных изменений в ОСАГО за последние полгода было больше, чем за все 12 лет его существования в России. Появилась Единая методика, которая сведет на нет возможные споры между страховщиками и страхователями, не позволит компаниям искусственно снижать стоимость причиненного ущерба, а автоюристам повышать убыточность рынка, ухудшая тем самым положение дел автовладельцев, которые в конечном итоге страдают из-за невозможности приобрести полисы на тех территориях, где своей активностью автоюристы вывели страхование за грань допустимой убыточности. С новым тарифом созданы, наконец, условия для нормального функционирования рынка автострахования, для нормализации взаимоотношений между страховщиками и автовладельцами». 

Юргенс напомнил, что многие проблемы на рынке сложились именно из-за недооцененности тарифа. До октября 2014 года тариф не пересматривался ни разу, 23-30% было явно недостаточно. Этот рост практически сразу был «съеден» инфляцией, и убыточность тут же «поползла верх». Страховщики продолжили уходить из регионов, так как минимум в трети из них убыточность «автогражданки» превысила 100%. Говоря о мерах, которые должен предпринять регулятор для стабилизации ситуации, эксперты и актуарии разошлись во мнении.

«Были озвучены разные цифры, но ни разу не было независимого экспертного мнения о том, что тариф надо повышать менее чем на 40 – 50%. Были оценки в 50, 70, 100, 200 и даже 300%. Недавно мы озвучивали расчеты НААЦ, подтверждающие необходимость повышения на 56,7%, но сами эксперты НААЦ сообщили: цифра сильно устарела, поскольку не учитывала произошедшее резкое обесценение рубля», - сказал президент страховых союзов.

 

На некоторое время такой тариф снимет вопрос убыточности ОСАГО.

«Однако выплаты по «автогражданке» росли еще до первого увеличения тарифа, они растут сейчас и будут расти в дальнейшем. Инфляционные процессы, макроэкономические факторы будут продолжать давить на этот рынок, и мы полагаем, что через определенное время тариф может потребовать корректировки и донастройки. Объективно нужна ежегодная переоценка тарифов. Но этому должны предшествовать независимые актуарные исследования, публичные дискуссии с автовладельцами, обществами защиты прав потребителей, СМИ. В перспективе же нужно прийти к рыночному, свободному тарифу, тогда автоматически установится равновесная цена продукта, а конкурентная борьба будет служить сдерживающим фактором для повышения цены», - считает он.

 

Глава ВСС и РСА предостерег всех интересующихся положением на рынке ОСАГО от попыток подсчитать, как теперь будет складывать его экономика. Очень часто, оценивая убыточность ОСАГО, начинают сравнивать, сколько собрано и сколько выплачено пострадавшим в ДТП. Такой подход методологически не верен. К примеру, часть договоров за 2014 год была заключена по одним правилам, часть - по другим, уже с увеличенным лимитом. При этом пострадавшие за выплатами могут обращаться и в 2015 году, и 2016 году по убыткам прошлых лет, под эти выплаты страховщики формируют внушительные резервы.

«При расчете необходимого уровня тарифа мы должны ориентироваться не только на настоящие показатели выплат, но и на будущие. В целом такой показатель, как «собрали-выплатили» не отражает реальное состояние страховых компаний, он больше свидетельствует об объеме рынка. К тому же, помимо резервирования, необходимо учитывать и необходимость для страховщиков делать отчисления в фонд РСА, из которого производятся выплаты пострадавшим, например, за обанкротившиеся страховые компании», - резюмировал Юргенс.

Другие материалы рубрики "В Приморье"

Сегодня во Владивостоке отключат воду по 17 адресам

Подача воды будет восстановлена после замены трубопроводы