Туризм как драйвер развития: Камчатка на пути к 500 тысячам туристов в год
Туристическая отрасль Камчатского края переживает долгожданный и интенсивный подъем

Туристическая отрасль Камчатского края переживает долгожданный и интенсивный подъем. Одним из самых ярких показателей этого роста стало то, что в 2024 году регион, по данным правительства Камчатского края, посетили более 400 000 туристов. Это число не просто цифры статистики, а живая демонстрация востребованности Камчатки как уникального турпродукта. Повышение притока туристов стало возможным благодаря расширению числа туроператоров до 146, увеличению объектов размещения до 196, а также росту профессионального персонала, включая 151 аттестованного экскурсовода, 10 гидов‑переводчиков и 322 инструктора‑проводника. Эффект удвоен впечатляющим номерным фондом: 3 403 номера на 8 710 койко‑мест, передает РИА VladNews.
Этот туристический бум также отразился на рынке труда. В 2024 году в отрасли было задействовано более 9 000 человек, и чиновники ожидают, что к концу 2025 года этот показатель достигнет 10 000 благодаря инвестиционным проектам резидентов ТОР «Камчатка» и свободного порта Владивосток. В самом разгаре туристического сезона задействовано было 9 060 человек – это впечатляющий кадровый зачет для экстремального и удаленного региона.
Растущие цифры туристов сопровождаются ростом пассажиропотока аэропорта Елизово. За 10 месяцев 2024 года пассажиропоток в Камчатском крае вырос на 3,9 %, причем ориентировочное число туристов превышало 400 000. Это устойчивое восстановление спроса, после пауз, связанных с пандемией, санкциями и ограничениями путешествий.
Положительные тренды наблюдаются и в социальной компоненте туризма. В 2024 году реализовывались программы бесплатных социальных туров: ветеранам боевых действий, детям участников СВО, а также бесплатные вертолетные экскурсии в Долину гейзеров для выпускников 11‑х классов. Эти инициативы удалось реализовать не на уровне хайпа, а как элемент государственной и региональной политики, усиливающий социальную справедливость.
Ключевым барьером на пути к устойчивому росту турпотока остается транспортная доступность. Цены на авиабилеты с Камчатки до Владивостока летом 2025 года нередко превышали 40 000 рублей в одну сторону. Для сравнения, субсидированные билеты до Москвы «туда‑обратно» обходятся туристам из региона примерно в 28 000 рублей. Такое неравенство стоимости вылетов влияло на возможность бюджетных поездок по Дальнему Востоку и снижало туристический обмен между ключевыми региональными центрами.
Но уже с сентября 2025 года запускается важная программа: субсидированный авиарейс из Камчатки до Владивостока по тарифу от 9 000 до 12 000 рублей – это результат переговоров губернатора Владимира Солодова с федеральным центром. Общий объем финансирования программы составляет более 148,5 млн рублей, а первый этап продлится до 30 ноября 2025 года. Эта мера существенно изменит ценовую динамику – снижение почти в четыре‑пять раз, что неминуемо расширит внутренний туристический поток и преодолеет транспортные барьеры.
Здесь важно обратить внимание на контраст: пока субсидированный билет до Москвы стоит около 28 000 рублей туда обратно, перелет во Владивосток обходился дороже – до 35–40 тыс. рублей, что губернатор назвал «вдвое дороже» перелета до столицы. Введение тарифа от 9 000 рублей отрезвляет эту диспропорцию, делая дальневосточный внутренний маршрут честнее и доступнее.
Согласно комментариям гидов‑проводников на Камчатке, основная часть приезжающих – это самостоятельные туристы из Москвы и Санкт-Петербурга, а также из-за границы – преимущественно бывшие соотечественники. Это подтверждает нишевый характер камчатского туризма, который притягивает путешественников, ищущих уникальные природные впечатления и готовых инвестировать в путешествие.
Развитие турпотока должно оцениваться также с позиции экономических мультипликаторов. Подобное снижение стоимости перелетов до ключевого дальневосточного узлового города активизирует спрос, дает пассажиру возможность объединить регионы, стимулируя туроператоров предлагать комбинированные продукты – Камчатка + Приморье. Повышенный спрос сулит рост номерного фонда, загрузку более эффективную, насыщение экскурсионных продуктов и дальнейшую профессиональную нормализацию отрасли.
При этом инфраструктурная база усиливается: ввод международного аэровокзального комплекса, строительство гостиницы и конгрессно‑выставочного центра значительно повышают потенциал региона как для туризма, так и для делового и конгрессного трафика. Развитие турпотока – это не только цифры, но и социально-экономическое ядро: снижение цен на перелёты, развитие инфраструктуры, раскрытие природных продуктов и поддержка занятости. Инвестиции в конгрессную, гостиничную и транспортную инфраструктуру, которые уже дали прирост ВРП в 1,5 раза и увеличение продолжительности жизни до 71,5 года, свидетельствуют о комплексном устойчивом развитии региона.
Субсидирование авиа в 2025 году – это отправная точка для нового этапа внутренней интеграции региона. Можно ожидать, что уже к концу 2025 г. возрастет не только число туристов, но и их география – как внутри России, так и в рамках дальневосточных маршрутов. Камчатка превращается в доступное, привлекательное и социально значимое направление – в рамках масштабной туристической стратегии.
Отметим, на полях Восточного экономического форума Камчатский край традиционно представляет свой павильон на экспозиции «Улица Дальнего Востока». В этом году гости смогут не только познакомиться с уникальной культурой полуострова, но и получить исчерпывающую информацию о туристическом потенциале региона. Посетителям павильона представят ключевые маршруты, природные достопримечательности, инфраструктурные проекты и новые форматы отдыха – от экспедиций к вулканам до комфортного экотуризма. Таким образом, форум становится эффективной площадкой для продвижения Камчатки как территории притяжения инвестиций и туристов со всей страны и из-за рубежа.