Кризис дилеров: как утильсбор и ставка ЦБ разорят авторынок
Дорожающий параллельный импорт уступит Китаю

Российский автомобильный рынок ожидают глубокие структурные изменения, причиной которых станут не только планы по повышению утилизационного сбора, но в первую очередь кредитная политика Центробанка. Такой прогноз в беседе с Autonews.ru представила генеральный директор ГК «Обухов» Людмила Угарова, сообщает РИА VladNews.
Поводом для преобразований стала инициатива Минпромторга, предложившего привязать утилизационный сбор к мощности двигателя с введением прогрессивной шкалы. С 1 ноября 2025 года льготный утильсбор для физических лиц будет действовать только для машин мощностью до 160 л.с. Для более мощных автомобилей станет обязательным коммерческий сбор, который в разы выше.
В случае принятия новой методики расчета стоимость автомобилей, ввезенных по параллельному импорту, резко вырастет. По оценкам Людмилы Угаровой, для машин возрастом до трех лет удорожание составит не менее 750 тыс. рублей, а для автомобилей старше трех лет прибавка может достигать 1,2 млн рублей. С 2026 года их стоимость вырастет еще примерно на 250 тысяч рублей.
В результате цены на «серые» машины приблизятся к стоимости официальных, но без ключевых преимуществ: гарантии и льготных программ кредитования. Это неизбежно снизит спрос на такие автомобили и заставит рынок переформатироваться в сторону локализованных моделей и китайских брендов, которые уже активно укрепляют свои позиции в России.
Эксперты ожидают, что повышение утильсбора приведет к перераспределению предложения на рынке.
Снижение доли «тяжелого люкса»: Как отмечает Угарова, полностью автомобили не исчезнут, но снизятся объемы потребления мощных люксовых моделей из-за сокращения емкости этого сегмента рынка .
Уход отдельных моделей: По мнению независимого эксперта Алексея Тузова, импорт таких популярных через параллельный импорт моделей, как Toyota Camry, Geely Monjaro и Hyundai Palisade, потеряет экономический смысл. Сместится фокус в сторону более доступных моделей с умеренной мощностью, таких как Geely Coolray, Haval Jolion или Kia Seltos.
Под ударом гибриды: Гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский обращает внимание, что нововведения особенно сильно ударят по гибридным моделям, включая бренды Lixiang, Aito, Wey, Exlantix и Zeekr. Стоимость некоторых из них может вырасти сразу на 2 млн рублей.
Несмотря на значимость планируемого повышения утильсбора, Людмила Угарова видит главную причину грядущей трансформации рынка в ином.
«Основной причиной трансформации автомобильного рынка является не повышение утилизационного сбора, а кредитная политика ЦБ, где спрос сильно скажется на объеме продаж и, как следствие, повлияет на экспертный прогноз выживания дилеров», — заявила она .
По словам эксперта, дилеров разоряет ситуация, при которой чем больше они продают, тем хуже их финансовое положение. Именно этот фактор в совокупности с другими приведет к переустройству дилерской сетки и авторынка в целом .
Глава Минпромторга Антон Алиханов пояснил, что повышение утильсбора необходимо для борьбы с «серыми» схемами ввоза машин, когда под видом импорта для личного пользования ввозятся партии автомобилей для перепродажи, в том числе и дилерскими центрами. Это создает существенные диспропорции в конкурентных условиях и дестимулирует инвестиции в локализацию производства в России.
Тем временем Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) прогнозирует, что по итогам 2025 года в России будет продано около 1,28 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. Драйвером роста рынка в ближайшие месяцы может стать недавнее снижение ключевой ставки Банка России.