Жители Приморья платят за воду, утекшую неизвестно куда - эксперт

Прежде чем говорить об акционировании "Примводоканала", необходимо наладить на предприятии четкую систему контроля - сегодня она практически отсутствует.

1353660681_gorvoda.jpg

Владивосток, ИА Приморье24. Проблема водоканалов – это проблема ЖКХ в целом. Изменение формы собственности мало что изменит в плане обеспечения населения водой. Необходимо сформировать эффективную систему управления, в которой главным элементом являлся бы потребитель. Это условие выставляется для всех сервисных компаний международной системой стандартов (ИСО) в области управления качеством продукции. Такое мнение озвучила в разговоре с корреспондентом агентства доктор технических наук, профессор кафедры инженерных систем зданий и сооружений ДВФУ, академик МАНЭБ Нина Земляная.

"Проблема системная, включающая интересы собственника (в нашем случае «Водоканал»), потребителя (в основном, население) и администраций поселений, которым должно принадлежать 51% акций предприятия. Очевидно, что собственник хотел бы повышать тариф, потребитель – понижать, администрация – не платить больших дотаций и не иметь претензий от населения", – отмечает эксперт.

По мнению Нины Земляной, "для финансовой стабильности «Водоканалов» первоочередной задачей должно быть решение проблемы сокращения непроизводительных расходов воды (непроданной воды), которая может быть решена только с участием всех трех составляющих («Водоканал», население, администрация поселения)".

В мировой практике имеется многолетний позитивный опыт функционирования такой системы.

"Например, в США, система управления выстроена достаточно жёстко, – отмечает Нина Земляная. – Сооружения водоснабжения и водоотведения (сети и очистные сооружения) находятся в собственности муниципалитета. А эксплуатирующее предприятие (сервисная компания) выбирается по конкурсу – у кого лучшие показатели, тот и выигрывает тендер. За технической эффективностью работы предприятия следит аудиторская компания, которую нанимает муниципалитет. Если аудиторская компания, например, выявляет скрытую утечку, то она обязана в нормативные сроки сообщить все данные об этой утечке в муниципалитет, «Водоканал» и государственные органы экологического надзора. «Водоканал» обязан в нормативные сроки течь устранить. Сведения о результатах работы сервисной компании и отзывы населения формируют ее рейтинг – основание для победы в конкурсе. Таким образом, появляется эффективная связка потребитель - водоканал – муниципалитет. В Приморье есть положительный опыт совместной работы водоканалов и муниципалитета – это Уссурийск. В нем достигнуты значительные успехи в сокращении объемов непроданной воды".

Эксперт пояснила, что "непроизводительные расходы (непроданная вода) – это разница между тем объемом, который взяли из источника и тем, который продали потребителю. В европейских странах такие потери в среднем составляют 7%. Во Владивостоке официальные потери до 30%, реальные существенно выше".

Непроданная вода – одна из причин высоких тарифов. Получается, что горожане платят и за воду, которая льётся из крана, и за ту, что теряется из-за порывов, различных утечек, хищений и непроизводительных собственных нужд. Чтобы ситуация изменилась в лучшую сторону, необходимо налаживать эффективную систему управления, сочетая достоинства рыночной экономики и планового подхода. Тариф должен быть подъёмным для населения. Достичь этого можно, совершенствуя систему управления, увеличивая производительность труда (малая механизация, автоматизация работы системы и т.д.).

"Главный критерий эффективности – это минимальные непроизводительные потери. Вместе с тем, повышение тарифов неизбежно. Это связано с жесткими экологическими требованиями по степени очистки сточных вод. В нашем городе построены очистные сооружения канализации на Второй Речке, строятся южные канализационные сооружения. Их надо эксплуатировать", - резюмирует Нина Земляная.

В завершении разговора эксперт подчеркнула, что "другая проблема водоканала – это недостаток квалифицированных кадров. В системе ЖКХ вообще большая нехватка грамотных специалистов. Чаще молодёжь предпочитает идти в строительство, где больше платят. Необходимо менять кадровую политику, финансовая заинтересованность здесь должна играть не последнюю роль".

Актуальная тема

Сказка может быть настоящей

Побывали в резиденции рождественского деда

thumb_398307_news_xl_crop.jpeg
Другие материалы рубрики "В Приморье"
№2.jpg

Петр Первый «Восточного Порта»: 85 лет со дня рождения Виктора Васяновича

Торжественный митинг у памятника Виктору Андреевичу объединил сотрудников компании, волонтеров Фонда «Восточный Порт» и неравнодушных жителей Врангеля

ГЛАВНАЯ.jpg

«Мой Врангель – моё вдохновение!»: Фонд «Восточный Порт» презентовал новый альманах

Иллюстрированное широкоформатное издание стало итогом одноимённого конкурса

WhatsApp Image 2024-04-19 at 17.17.19 (1).jpeg

НЗМУ помогает увеличить популяцию лососевых в Приморье

Выпущены 1,3 млн особей