Уникальная выставка о жизни русской эмиграции в Китае открылась в музее им. Арсеньева

Ничего подобного не видели ни в Москве, ни в Шанхае, ни в Париже. На открытие приехал историк моды Александр Васильев.

1342392464_img_6006.jpg

Выставка "Русский Китай" в музее им. В. К. Арсеньева стала настоящим откровением для историков, культурологов и всех, кто интересуется жизнью дальневосточной русской эмиграции  1920-1930-х гг. Ничего подобного не видели ни в Москве, ни в Шанхае, ни в Париже. Владивосток стал первым городом в мире, где с такой полнотой представлены богатейшие коллекции одежды, предметов быта, печатной продукции и других атрибутов, сопровождавших жизнь русской эмиграции в Харбине и Шанхае.

Грандиозный проект стал возможен благодаря объединению усилий коллектива музея, историка моды Александра Васильева и журналиста Тамары Калиберовой, ставшей наследницей богатейшего архива одной из самых известных фигур русской эмиграции, поэта и танцовщицы Лариссы Андерсен.

   

Идея выставки принадлежит Александру Васильеву и директору музея им. Арсеньева Виктору Шалаю. В 2011 году Александр Васильев представлял одноименную экспозицию в Музее Востока в Москве, ее посетил Виктор Шалай и предложил историку моды провести подобную выставку во Владивостоке. В 2012 году к проекту подключилась Тамара Калиберова.

Директор музея им. В.К Арсеньева Виктор Шалай на монтаже выставки

Справка "Приморье 24"

Тамара Калиберова – известный владивостокский журналист. 15 лет назад она разыскала в Париже Лариссу Андерсен – это было почти чудо, так как известная эмигрантская  поэтесса и танцовщица родилась еще до первой мировой войны в Хабаровске, жила во Владивостоке, затем в Харбине и Шанхае, после чего следы ее терялись. Завязалась теплая дружба и сотрудничество, благодаря которым в России, наконец, вышла книга стихов и воспоминаний одной из звезд русской эмиграции – Лариссы Андерсен.

В 2012 году Ларисса умерла и завещала весь свой архив Тамаре Калиберовой, которая продолжает с ним работать, публиковать и пропагандировать наследие семьи Андерсен. Один из залов выставки полностью посвящен Лариссе. Здесь представлены коллекция ее платьев, сценических костюмов, которые она сама разрабатывала и шила у лучших модельеров Харбина и Шанхая.

Тамара Калиберова дарит главе Владивостока Игорю Пушкареву книгу Л. Андерсен

Русская диаспора в Харбине и Шанхае сыграла огромную роль в экономической и культурной жизни этих городов. К середине 1920-х гг. в Харбине проживало около 200 тыс. выходцев из России и многие из них были из среды интеллигенции. До захвата Маньчжурии японцами Харбин был центром русской эмиграции на Дальнем Востоке. После 1932 года таким центром стал Шанхай. Атмосферу Шанхая тех лет нельзя представить без русской культуры. В 1935 году сюда перебрался Александр Вертинский, на эстраде царит джазовый оркестр Олега Лундстрема, в балетных постановках и оперетте выступает Ларисса Андерсен, с гастролями приезжает Федор Шаляпин. 

После 1945 года все это исчезает, как дым. Но не навсегда. Русские эмигранты, рассеянные по свету, продолжали хранить в своих домашних коллекциях дорогие сердцу вещицы, книги, фотоальбомы, книги и прочие атрибуты жизни в Китае. Разными путями эти драгоценные вещи возвращаются на родину, и большая часть их сейчас находится во Владивостоке. Богатейшую коллекцию таких предметов можно увидеть в ближайшие два месяца в  главном здании музея им. Арсеньева, по ул. Светланской, 20, на выставке "Русский Китай".

Историк моды А. Васильев и директор музея им. В.К. Арсеньева В. Шалай

Тамара Калиберова и Александр Васильев

Детская одежда и книги изд. в Харбине

Глава Владивостока Игорь Пушкарев оставляет запись в книге отзывов выставки

Все новости
Другие материалы рубрики "В Приморье"

Куда пойти во Владивостоке в выходные дни

В предстоящие выходные – 10 – 11 декабря – во Владивостоке состоится множество интересных и полезных мероприятий.

Студенты ДВФУ представят Россию в штаб-квартире ООН в США

Весной 2017 вместе с тысячами студентов со всего мира, молодые дипломаты из Владивостока представят Россию на международной конференции «Модели ООН»