Авторские права - по единым правилам

Сегодня обладателем авторского права, а также и его нарушителем неожиданно для себя может стать каждый пользователь Интернета.

1333607692_img_7868.jpg

О том, как защитить свои авторские права в интернете, стоит ли опасаться исков ресторанным музыкантам и каковы перспективы Российского авторского общества на Дальнем Востоке мы поговорили с партнером юридической компании "Инмар" Кириллом Возисовым.

- Как вообще у нас обстоит ситуация с авторскими правами в интернете?

- Если еще в 2003 году профессиональным юристам было фактически доступно всего 2-3 книги о защите авторских прав в интернете, написанных и изданных в России, то сейчас об этом не пишет разве что самый ленивый. Это, правда, вовсе не означает, что она стала качественнее. Между тем, процесс защиты авторских прав в сети Интернет не отличается от любой другой, хотя своя специфика, конечно, имеется. Специфика есть - а поблажек никаких, и напрасно некоторые думают, что в сети можно свободно брать все, что угодно. Это совсем не так, законы действуют везде. Как они исполняются, то есть, сам процесс правоприменения - это другой вопрос. - Регламентируется ли у нас законодательно ситуация с контентом социальных сетей?

- Что касается социальных сетей, то в этом отношении у нас действует ограниченная ответственность провайдера. Под провайдером понимается не только поставщик услуг доступа в сеть Интернет, но и владелец хостинга, на котором размещен тот или иной ресурс, и сам владелец ресурса, на котором размещается содержимое, то есть контент. В целом, это самый разумный подход, ведь порой весьма сложно проконтролировать, что именно и в каких количествах загружает каждый конкретный пользователь, если у него есть такая возможность. А если речь идет о таких масштабных сетях, как "Вконтакте" или "Одноклассники", то и вообще практически невозможно - для этого пришлось бы колоссально раздувать штат, а соответственно и затраты на его содержание. - Что делать, если увидели свои произведения (объекты авторского права) на чужом ресурсе, не желаете их там видеть, но не знаете, кому он принадлежит?

- Обращайтесь в RU-Center, это главный регистратор доменных имен в России, составляйте запрос, лучше, если он будет подкреплен документально, чтобы не возникло подозрений в том, что вы хотите узнать информацию о владельце в противоправных целях, и после этого необходимые данные вам предоставят. Желательно как можно более аргументированно объяснить, какие именно права нарушает владелец сайта, предоставить доказательства своей правоты. Если же после того, как владелец ресурса получивший от вас требования убрать нарушающий авторские права контент, никак не прореагировал, собирайте документы и подавайте иск по привлечению его к ответственности в качестве ответчика или соответчика.- Конечный пользователь будет обвинен за размещение песни в соцсети?

- Привлекать какого-то конкретного пользователя за размещение контента - не совсем правильно. Как говорится, плох тот закон, который нарушают все. Нужно строже подходить к провайдеру, но при этом жестче и яснее прописать правила игры - кто и за что какую ответственность несет. Неплохо было бы добиться того, чтобы пользователи в конечном итоге указывали корректную личную информацию. А сейчас в соцсетях каждый может выбрать любой ник и из-под этого "имени" выкладывать все что угодно, даже зарабатывая на этом. Был прецедент в нашей стране, когда осудили супружескую пару, занимающуяся пиратской съемкой фильмов в кинотеатрах и продающих эти копии третьим лицам. Тут имел место конкретный случай заработка на чужом творчестве, то есть на объектах чужих авторских прав.- В последнее время много споров вокруг деятельности Российского авторского общества...

- Ситуация с Российским авторским обществом у нас очень интересная. С одной стороны эта организация получает колоссальные деньги, многие миллиарды рублей. Не платит практически никаких налогов, утверждая, что ничего не зарабатывает, так как все собранное уходит авторам. На просьбы подтвердить эти данные ссылается на конфиденциальность личной информации и неразглашение личных данных. С другой - дело доходит до абсурда, как в случае с Deep Purple - музыканты сыграли концерт в ДК, а после в ДК пришли представители РАО и потребовали заплатить за то, что публично прозвучала музыка коллектива. Их не смутили бумаги, подтверждающие факт выплаты гонорара, для них это совершенно разные вещи, если исходить из их логики. Речь шла об авторских, по мнению представителя РАО, которые в отличие от "исполнительских" были выплачены. Дело закончилось победой РАО, только вот в курсе ли этих событий группа - я очень сомневаюсь. Неважно, что музыканты иностранные, а организация российская. Они позиционируют себя, как организация, имеющая международные соглашения с рядом иностранных аналогов.- Обязательно ли молодому музыканту вступать в РАО?

- Начинающему автору лучше отказаться от сотрудничества с РАО, написав туда заявку-письмо по опубликованной форме. В превентивной мере. Это никак не дискредитирует самого автора, он всегда может воспользоваться услугами РАО, когда пожелает. В настоящее время процессы против РАО достаточно сложное мероприятие с учетом полученной аккредитации. - Как происходит взаимодействие РАО и, допустим, ночных клубов?

- Для заведений вроде клубов, которые не заключили договор с РАО, хуже всего то, что РАО нужно лишь доказать факт исполнения в клубе или ресторане какой-либо композиции. Все. Больше делать ничего не надо. А так как они приходят под руку с полицией на рейд, сделать им это проще простого. У владельцев подобных заведений не стоит вопрос "Почему платить?", они спрашивают "Кому платить?", "За что платить?" и "Сколько платить?", а на эти вопросы ответить, конечно, сложнее. Есть и другие вопросы - почему, например, кинотеатр должен платить помимо дистрибьютора, которому он отчисляет за копию фильма, еще и РАО - как представителю композитора этого фильма? Почему не режиссеру? Не чудесному актеру? Не художнику или оператору? Внятного ответа на это нет, это просто пережиток советского времени, который, видоизменяясь, докочевал до наших дней. Многие пытались с этим бороться, но ничего в итоге не добились.- Если человек поет в ресторане чужие песни, ему грозит наказание?

- Ресторанным певцам, исполняющим чужие хиты, фактически ничего не грозит. Возможно, в центре эта проблема и существует, но у нас - нет. Речь идет о проблеме правоприменения - кого и за что именно наказывать. Хотя гипотетически такой вопрос может подняться, но он упрется в доказуемость самого факта получения вознаграждения и извлечния выгоды. Большинство заведений, в которых звучит музыка, уже заключили с РАО договоры, а до остальных еще просто не добрались. Конечно, в будущем ситуация изменится - на это повлияет, например, вступление России в ВТО. - А вы на чьей стороне?

- Я в любом случае за единые правила игры - пусть правоприменение работает не избирательно. Например, многие проблемы защиты объектов интеллектуальной собственности в сети Интернет не решены даже в самых развитых странах мира. Даже в США Digital Millennium Copyright Act (DMCA) представляет из себя свод поправок и дополнений без учета всех нюансов, например, проблем применения свободной лицензии. В России подобная инициатива уже готовится, а США готовятся принять SOPA - правообладатели принимают большое участие в финансировании избирательной кампании Барака Обамы и, скорее всего, в том или ином виде, этот акт будет принят. Тогда Штаты смогут диктовать правила игры в интернете всему миру, фактически монополизировав право на размещенную в сети информацию. Посмотрим, что из этого получится. Начинающим же музыкантам совет - собирайте документы, подтверждайте свои права, иначе в будущем может стать не до музыки.

Беседовал Анатолий Филатов, фото автора

Другие материалы рубрики "Интервью"
10811009-861851.jpg

Трагедия, изменившая и объединившая мир

1 декабря в прокат выйдет фильм-катастрофа Сарика Андерсяна «Землетрясение»

tkra.JPG

Монтаж главной новогодней ёлки начался во Владивостоке

28-метровая конструкция, украшенная шарами и гирляндами, предстанет во всей красе уже к середине декабря

cb4a2dfd503b54dc7a90e90186ab4a39.jpg

"Наши двери всегда открыты для талантливых специалистов", - Coca-Cola HBC Россия

HR-специалист компании рассказала ИА Приморье24 о ситуации на приморском рынке труда