"Стыд": интеллектуальная порнография

Обозреватель ИА "Приморье24" оценил "самый шокирующий фильм года", который недавно вышел в прокат во Владивостоке. Насчет шока не соврали. В первые же минуты фильма показали, как говорится, всё.

eb133032577014.jpg

Стыд – чувство знакомое каждому. Но причины, по которым в душу закрадывается это неприятное ощущение, могут разниться очень сильно. Глупо краснеть из-за каждой мелочи, но гораздо хуже совсем лишиться моральных ориентиров и забыть о том, что вообще такое этот стыд. Так можно не только причинить боль окружающим, но и сделать собственное существование совершенно невыносимым.

Вот примерно так и получилось с героем последнего фильма Стива МакКуина. "Стыд" рассказывает историю Брендона Саливана. На первый взгляд, этот парень – настоящий счастливчик, у него отличная квартира в приличном районе Нью-Йорка, успешная карьера, а главное – он безумно нравится женщинам, потому никогда не остается в одиночестве. Но это лишь иллюзия, на самом деле Брендон – наркоман и, как у всех наркоманов, его жизнь пуста и никчемна, но герой ничего не может с этим поделать. Тем более что наркотик Брендона не совсем обычный, он страдает эротоманией, то есть зависим от секса. Для физического состояния, конечно, совсем не вредно, а вот душевное здоровье разрушается значительно.

Герой совершенно опустошен и единственный смысл для него – это еще одна "доза". Получается замкнутый круг и никакой возможности вырваться. Вот только сам герой, если и осознает, что его жизнь, где секс заменяет любовь, дружбу, простое человеческое общение, вообще все, – не совсем нормальна, то мало об этом беспокоится. Но с приездом младшей сестры, которая тоже особа далеко непростая, герой начинает испытывать незнакомое прежде чувство стыда. Ему неловко за сестру, которая бросилась в постель к первому встречному. Он злится на нее и на себя, мучается, страдает и, кажется, впервые в жизни чувствует необходимость в чем-то большем, чем просто физическое удовлетворение.

Кстати, "Стыд" – лишь второй полнометражный фильм режиссера. Вновь серьезная тема, вновь натуралистические подробности, вновь шокирующие сцены, и, конечно, Майкл Фассбендер, которого МакКуин опять беспощадно эксплуатирует на радость бездушным критикам. Если в "Голоде" еще никому особо неизвестный Фассбендер в образе боевика ИРА умирал от истощения в тюрьме, что, безусловно, потребовало от актера огромной отдачи, как физической, так и моральной. То теперь будучи уже в звездном статусе Фассбендер вновь не жалеет себя. Вряд ли кому-то может показаться, что хождение обнаженным перед камерами и достаточно откровенное изображение занятия любовью с несколькими красивыми женщинами и не только с ними дались актеру легко.

Тем не менее, в киноискусстве результат – это единственное, что имеет значение. Что ж, чисто номинально фильм удался. У "Стыда" отличный рейтинг критиков, несколько значимых номинаций и победа Фассбендера на Венецианском кинофестивале.

Но что же все-таки ждать обычным зрителям от "самого шокирующего фильма года"? Сразу стоит оговориться, что насчет шока не соврали. В первые же минуты фильма показали, как говорится, всё. Но за откровенными сценами скрыто гораздо больше, и потому "Стыд" не скатывается в одну только провокацию. Фильм нельзя назвать динамичным, но он затягивает и совсем не производит впечатление скучного, заумного артхауса, хотя такие особенности, как долгие планы, необычный угол сьемки и многозначительное молчание, безусловно, присутствуют.

Возможно, кому-то может показаться, что идея фильма лежит на поверхности, что он прост и вся шумиха только из-за большого количества обнаженной натуры. А значит и большой художественной ценности кино не представляет.

Но то, как откровенно, убедительно, завораживающе режиссер демонстрирует своего героя с его пороками, мучениями, борьбой вызывает уважение. Картина получилась наглядная, задевающая и запоминающаяся. Хотя, конечно, стоит отдать дань и актерским работам. Фассбендер продемонстрировал редкое сочетание невероятной смелости и драматического таланта. Казалось бы, при своей известности он уже может позволить себе выбирать не столь рискованные проекты, тем не менее, его самоотдача в "Стыде" доказала, что в будущем зрителей и критиков ждет еще множество сюрпризов. Кэри Маллиган ожидаемо хороша. Ее роль не столь велика, но есть несколько сильных сцен, где она буквально разрывает зрительскую душу.

Вряд ли "Стыд" можно отнести к тем фильмам, которые могут "нравиться" или "не нравиться". Эмоции и мысли от этого фильма не совсем подчиняются таким поверхностным понятиям. Но фильм, безусловно, достоин внимания, и если вам интересно современное, провокационное, талантливое кино, приятного просмотра. 

Кадры из фильма - "Кинокадр.ру"

Все новости
Другие материалы рубрики "Интервью"
kinolog1.jpg

Кинологи Владивостока начнут сотрудничать со Следственным комитетом

Основной целью соглашения станет обмен информацией ради безопасности граждан

Сегодня во Владивостоке ожидается кратковременный дождь

Температура воздуха  +21...+23

333.jpg

Борис Кубай рассказал о приближающемся циклоне

В Приморье ожидаются непродолжительные, но интенсивные дожди