"Ненужные" книжные магазины закрываются во Владивостоке один за другим

Доставка на Дальний Восток увеличивает стоимость каждого экземпляра на 30-40%, а надбавка магазина может порой доводить наценку и до 100%

kb1328679112comedy_divine.jpg
В минувшем году стало окончательно ясно - книжное пространство страны стремительно сокращается. Самым чувствительным ударом по розничному рынку стало банкротство и фактический уход сети "Топ-Книга", владеющей магазинами под брендом "Книгомир". Уже в 2011 большинство торговых точек этой сети были закрыты, теперь очередь дошла и до Владивостока. К сожалению, одним "Книгомиром" исчезновение Владивостока из книжного пространства России не ограничилось.С понедельника прекратил свою работу "Книгомир" в здании "ПромСтройНИИПроекта". Вход в магазин закрыт жалюзи, над котором висит рекламный баннер фирмы, оказывающей услуги по ремонту компьютеров. Никаких поясняющих объявлений замечено не было. Соседний "Книжный червь" закрыт уже не первый месяц, в его помещении расположились авиакассы, магазин б/у электроники, паевой фонд и еще несколько фирм и магазинов – от косметики до канцтоваров. Книгами здесь больше не пахнет. На ежедневной ярмарке, расположенной в том же "Приморгражданпроекте", от книжных магазинов тоже практически ничего не осталось – разве что один, с технической и деловой литературой, да пара прилавков-лотков с небольшими витринами и не впечатляющим ассортиментом. Продавец одного из них подтвердил наши опасения - "Книгомир" уже все, больше его здесь не будет. Если вам какая-нибудь книга нужна, вы скажите, привезем любую под заказ". На витрине "Книгомира", что в центре, на улице Алеутской, висит скромное объявление об учете с 1 по 8 февраля. Однако ситуация с "Топ-Книгой" не дает поводов для оптимизма - если еще прошлым летом в стране работало более 350 магазинов, то сейчас даже самым смелым аналитикам рынка не придет в голову рассматривать "Книгомир" как актуальный формат книжного ритейла. По прогнозам обозревателей журнала "Книжная индустрия", после грядущих перемен доля книг в "Книгомире" составит не более 10-15%, и эти проценты будут отданы "железобетонным" хитам и детской литературе, то есть беспроигрышным вариантам, которые не позволят сети работать в убыток. Остальной ассортимент составят канцелярия, подарки и мультимедиа.На взгляд книготорговцев, снижение трафика и низкая покупательская активность связаны со снижением интереса к чтению, изменением статуса книги в обществе, ростом цен на книги на фоне снижения уровня материального достатка населения и отсутствием интересных и громких книжных проектов в 2011 году, приводит результаты собственного исследования "Книжная индустрия". С ним трудно не согласиться - читающая публика фактически попала в своеобразные "ножницы" - цены на книги растут, потому что падает спрос, а спрос падает от того, что растут цены. Та же доставка на Дальний Восток увеличивает стоимость каждого экземпляра на 30-40%, а надбавка магазина может порой доводить наценку и до 100%! В течение долгого времени издатели повышали цены, обгоняя таким образом инфляцию. Сегодня цена вплотную приблизилась к уровню развитых стран и дальше повышать ее уже некуда, особенно принимая в расчет покупательскую способность населения. Если книга превышает ценовой барьер 300-350 рублей – она практически перестает продаваться в региональной рознице. Между тем, цены на "лидеров продаж" - последние книги Марининой, Пелевина, Устиновой, Панова – колеблются как раз на уровне этой высшей планки, а S.N.U.F.F. Пелевина ее даже превышает. Интересный факт - повсеместная практика распродаж, являющаяся одним из главных трендов уходящего 2011 года показала, что как только скидки на книги достигают 30-50%, покупатель с удовольствием начинает их приобретать, причем не только новинки, но и широкий книжный ассортимент.С этим связано и достаточно широко распространенное, к примеру, в Санкт-Петербурге явление – букинистические магазины и торговые точки формата "Старая книга". "Букинисты" предлагают редкие и коллекционные издания, подчас – настоящие раритеты, за которыми разворачивается охота. Со "Старой книгой" все понятно уже из названия, можно лишь добавить, что книги там не только продают, но и покупают, а найти при желании можно и самые последние новинки, причем в более чем приличном состоянии. Цена же составит примерно 40-50% от магазинной. Владивостоку в этом отношении похвастаться нечем – если еще несколько лет назад на знаменитой "железке" (Дворец культуры железнодорожников) и можно было встретить книготорговцев, распродающих домашние коллекции, то сейчас они практически ушли в небытие, и тот мизерный ассортимент, что выкладывается на самопальные прилавки по выходным, едва ли в состоянии удовлетворить читательский спрос.На фоне закрытия и вообще бедственного положения федеральных сетей, сравнительно неплохо чувствуют себя сети региональные, в нашем случае – "Приморский торговый дом книги". Но и в этих магазинах по продажам лидирует деловая и обучающая литература, на втором месте – художественная, на третьем – детская. Это легко объяснить. Образовательный продукт является ключевым для текущего состояния книжного рынка. Только по данному сегменту продажи продолжают расти и в натуральном и рублевом отношении на всей территории РФ, ведь школьная кампания в этом году прошла очень успешно. Хорошо продавались учебники для начальной школы, что связано с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов. В результате по итогам продаж с января по октябрь 2011 года доля образовательной литературы составила 39,7% в общих продажах. На втором месте – художественная литература – 21,8%, на третьем месте – детская литература – 16,1%. Это, впрочем, не спасает отрасль от стагнации, и никаких оснований полагать, что в текущем году ситуация изменится, к сожалению, нет.Продолжающийся кризис заключается, главным образом, не в том, что люди перестали читать (рост интереса к электронному чтению говорит как раз об обратном). Дело в том, что сегодня читатель очень внимательно и тщательно выбирает книгу для покупки, отказываясь платить за книжный фастфуд, которым его с успехом закармливали на протяжении последних лет. Сегодня потребитель рублем голосует за качественную книгу, ее содержание становится на первое место. Ситуацию во Владивостоке, помимо уже упоминавшихся проблем с логистикой, осложняет еще и то обстоятельство, что нашим магазинам затруднительно претворять в жизнь громкие рекламные кампании с приглашением звездных авторов, выстраивать интересные ходы, способные привлечь внимание читателей, дополнительные услуги вроде Print-on-Demand (печать по запросу – выбираете книгу и ее печатают специально для вас в таком количестве, которое потребуется, этим в столицах занимаются весьма успешно). В результате о новинках читатели узнают из интернета, а что им мешает сразу же после этого отправиться на один из ведущих онлайн-магазинов и моментально и без лишних проблем сделать заказ, не отходя от компьютера, планшета или ноутбука? Правильно – никто. Цены в онлайн-магазинах ниже розничных на 20-40%, доставка особых проблем не вызывает (если не брать во внимание периодические выкрутасы "Почты России", но от них в нашей стране не застрахован никто), проблем – минимум. В конце концов, всегда можно купить лицензионную версию электронной книги и закачать ее в ридер, которые дешевеют и совершенствуются не по дням, а по часам. К сожалению, по словам директоров крупнейших российских издательств, интернет-пиратство, существенный рост которого пришелся на 2011 год, является одной из важнейших проблем книжного рынка в России. Очевидно, что решение проблем книжного рынка невозможно без национальной программы развития чтения. Но все эти программы – громоздкие, такие нужные и такие необходимые – пока лишь в стадии обсуждения. А пока чиновники из Москвы обсуждают, как спасать любовь к книгам в масштабах страны, далекий от центра город на берегу Японского моря теряет книжные магазины один за одним. Мы, конечно, не перестанем читать, нет. Но магазины все равно жаль.
Другие материалы рубрики "В Приморье"