Борьба с системой

Авторская колонка руководителя отдела городского дизайна (главного художника) при администрации Владивостока Павла Шугурова.

ab1319434001dsc_1824.jpg
Помню, каким откровением для меня, парня в драной одежде с выбритым лбом, было осознание того, что, в сущности, панки - это те же гопники, только в другой упаковке.Второе подобное переживание случилось, когда лет через десять я понял, что художники - те же коммерсанты, но с более вычурной, витиеватой стратегией продвижения своего "товара".Сейчас, на работе в администрации Владивостока, я с интересом открываю для себя, насколько преувеличено, надумано противостояние народа и власти. Открытие это поражает тем количеством человеческих сил, времени, которое тратится впустую, а также той несносной негативной атмосферой, в которой эта "борьба" происходит. Я считаю, что существует две принципиальных жизненных позиции - человек или встраивается в существующие системы (организации, государственный аппарат, социальные программы), или пытается строить свою систему (свою организацию, а, иногда, и свое государство). На примерах. Рабочий устраивается на завод, студент идет на стажировку в мэрию, художник заключает контракт с галереей - все они встраиваются в систему. Предприниматель регистрирует организацию, музыкант выходит с "шляпой" на улицу, революционер выносит лозунг протеста - они пытаются строить свою систему, по их мнению - более эффективную, правильную. Проблема первых, а их - большинство, в том, что встраиваясь в систему, становясь "винтиком механизма", они ужимают свои интересы до пределов непосредственных обязанностей, не представляют и не хотят представлять работу всей "машины", частью которой они являются, направление ее движения. Крайность же вторых в том, что в стремлении к изменению, люди забывают, что, прежде всего, они хотели не сломать систему, а построить новую. Разрушение становится их основной целью, или, лучше сказать, лишенной цели деятельностью. Они как бы становится винтиками машины разрушения. В этой точке бессмысленности они и "сливаются" с винтиками, которые служат механизму. Особенно преуспела на поприще ничего не меняющего "революционного" порыва современная культура. Она даже построила бизнес-индустрию этой декоративной революционности. В каких только изобретательных формах искусство не заявляло свою бунтарскую позицию - сломав на словах самые устои мира, даже себя само, как феномен мира. Примеры. Стойкое сопротивление героя фильма угрожающему окружению. Жизнь поэта, пронесшего свое мировоззрение через десятилетия непонимания. Честный порыв блоггера, обнародующего факты коррупции власти. Все это очень эффектные, но сомнительно эффективные жесты. Удивительно и другое - социальный спрос "винтиков системы" на эффектный бунт "декоративных героев" - огромен. Человек - существо, по природе своей стремящееся к совершенству. Безыдейность противоречит самой сути человека. Поэтому декоративная революционность, противопоставление себя порочному миру, прогнившей системе является отдушиной для "винтиков". Ругать тупое начальство, обнаглевшую власть, быть "партизаном" в своем офисе - это норма для людей, не способных осмыслить механизм, который они "обслуживают" в своем узком сегменте. Находясь как художник на "государевой службе", одновременно среди деятелей культуры, гневно осуждающих госмашину и бурно обсуждающих протестные "подвиги" своих коллег, и среди чиновников разных рангов, делающих в свободное от работы время то же самое, я перестал замечать между ними разницу. Надо ли говорить, как подобная бессмыслица и безыдейная муть выгодна тем людям, которые хотят управлять системой во имя собственного благополучия? Удивляет, как герои, тысячи раз обманутые историей, продолжают своими жизнями прокладывать дорогу тем, кого больше всего ненавидят.
Другие материалы рубрики "Интервью"
58657350.jpg

Замдиректора «Луч-Энергии» подвел итоги первой части первенства ФНЛ

В зимний период, по словам специалиста, команду ждут традиционные сборы

10811009-861851.jpg

Трагедия, изменившая и объединившая мир

1 декабря в прокат выйдет фильм-катастрофа Сарика Андерсяна «Землетрясение»

tkra.JPG

Монтаж главной новогодней ёлки начался во Владивостоке

28-метровая конструкция, украшенная шарами и гирляндами, предстанет во всей красе уже к середине декабря