В Приморье возродится морской пассажирский транспорт

Первый заместитель главы администрации Владивостока Константин Лобода ответил на вопросы, связанные с транспортом во Владивостоке

83538362.jpg

Владивосток, ИА Приморье 24. В прямом эфире радио «Лемма» журналист Андрей Калачинский и первый заместитель главы администрации Владивостока Константин Лобода обсудили вопросы транспортной инфраструктуры, возможное повышение тарифов и поведение водителей автобусов. Полную расшифровку эфира предоставляет ИА Приморье 24.

Андрей Калачинский:Сегодня мы поговорим о том, как развивается транспортная сеть в городе Владивостоке и в особенности сеть общественного транспорта. Для этих целей мы пригласили в эфир первого заместителя главы администрации города Константина Лободу. Константин Анатольевич, сколько лет вы уже работаете в администрации города?

Константин Лобода:6 лет.

Андрей Калачинский:С 2008 года, когда руководить начал Игорь Сергеевич Пушкарев, ситуация на дорогах города резко изменилась. Давайте посмотрим в какую сторону изменилась ситуация с того времени? Автобусов ведь стало больше, они стали новее, чище и движение стало почти приличное.

Константин Лобода:Вы безусловно правы, кардинальные изменения в лучшую сторону имеют место быть. Это отмечают как жители города, так и мы в своейповседневной работе.

Андрей Калачинский:Что значит отмечают? Они звонят, говорят нормально? Или меньше стало жалоб?

Константин Лобода:Жалоб действительно стало меньше. Конечно, не как хотелось бы – в два раза, но, безусловно, стало меньше, и даже появились благодарности в адрес компаний-перевозчиков.

Андрей Калачинский:Почему это произошло? Какие именно шаги предприняла администрация города для того, чтобы транспортная ситуация улучшилась?

Константин Лобода:Одним из важнейших шагов администрации было возобновление работы муниципального транспорта. Появление на рынке пассажирских перевозок нового игрока,
который задал тон для всех участников этого процесса и с которым пришлось считаться, стало определенным толчком для перевозчиков.

Андрей Калачинский:Я просто напомню, что одно время все - и люди, и власти - считали, что весь транспорт нужно отдать частным перевозчикам. А невидимая рука рынка заставит этих перевозчиков покупать новые машины, соблюдать рабочий график и следить за профессионализмом и квалификацией водителей. Однако подобный опыт при Копылове и Николаеве показал, что этого не происходит. И в какой-то момент Игорь Сергеевич решил, что рынку пассажирских перевозок нужен новый игрок – муниципальный транспортный парк. И были приобретены автобусы.

Константин Лобода: Да, были приобретены автобусы российского производства – ЛИАЗ. Порядка 10 штук, в 2009 году. К сожалению, не приспособленные к нашему специфическому городскому ландшафту автобусы российской сборки не смогли показать себя должным образом. Учтя ошибки, муниципалитет принял решение приобрести корейские автобусы. Следом за муниципалитетом, перевозчики также начали менять парк и закупать более качественные машины, чтобы увеличить пассажиропоток.

Затем, к 2012 году администрация приобрела немецкие автобусы MAN. Связано это было в первую очередь с открытием острова Русский и переездом туда университета ДВФУ и как следствие увеличенным пассажиропотоком. Безусловно, свою роль сыграло и открытие микрорайона Снеговая падь, который и в настоящее время продолжает активно застраиваться и развиваться.

Кроме всем известных MANов, администрацией были приобретены микроавтобусы Volkswagen Crafter, которые в полном объеме заполняют так называемые социальные маршруты. В основном эти автобусы связывают отдаленные районы города с основными магистралями. Конечная остановка большей части социальных маршрутов — это непосредственно центр города.

Андрей Калачинский:Вы сказали одну очень важную вещь, то есть администрация города, поняв, что появляется два новых больших микрорайона, принципиально новых, это Снеговая падь и остров Русский, увидев, что перевозчики по каким-то причинам не спешат туда заходить, приняла затратное, но стратегически верное решение и провела туда муниципальные маршруты?

Константин Лобода:Да, в тот момент мы приобрели 52 MAN и порядка ста микроавтобусов Volkswagen Crafter.

Андрей Калачинский:И хотя потом появилась довольно странная претензия к администрации города, что администрация вмешалась в работу рынка автоперевозок, получилось так, что появление новых, больших, современных автобусов, повлияло и на другие компании подрядчики?
Константин Лобода:Конечно. 

Андрей Калачинский:Я не ошибусь, если скажу, что администрация проводит торги между перевозчиками, выставляя на кон маршруты, и вот недавно она изменила еще и условия этих торгов, теперь чтобы принять участие в качестве перевозчика, нужно чтобы автобусы были новые, чтобы имелся обширный запас подвижного парка. На мой взгляд, это лучшая из ситуаций, когда администрация вошла на рынок и сделала это на должном профессиональном уровне. 

Константин Лобода:Да, действительно, мы перешли в правовое поле работы со всеми перевозчиками, в настоящее время помимо муниципалитета перевозками занимаются 14 операторов, всего на территории города – 91 маршрут и ежедневно на линию выходят порядка 580-620 автобусов.

Андрей Калачинский:Сколько всего маршрутов обслуживает муниципалитет?

Константин Лобода:Примерно пятую часть всего рынка, то есть 19 маршрутов. Еще раз хотелось бы упомянуть, что большая часть из этих маршрутов – социальные направления, соединяющие отдаленные районы с центром города и ключевыми магистралями. В основном именно там, чувствуется сильная транспортная нагрузка, особенно в утреннее и вечернее время.

На протяжении многих лет к нам поступали и продолжают поступать предложения жителей города об открытии новых маршрутов, или видоизменения существующих. Мы оперативно прорабатываем все заявки и пытаемся все эти предложения реализовывать. Так, например, было с переносом поликлиники с БАМа на Снеговую, после чего появился 95 маршрут. Сейчас стараемся его работу поставить на более плотный поток, потому что основная проблема для местных жителей - добраться до поликлиники.

Андрей Калачинский:Вы так смягчаете и говорите «социальный маршрут». В условиях рынка его будет правильнее назвать невыгодный маршрут?

Константин Лобода:Вы правы.

Андрей Калачинский:Я просто вспоминаю первые автобусы на Русский остров, тогда автобусов на линии было катастрофически мало, и народ был в ужасе - ни приехать, ни уехать. И так оно бы и продолжалось, если бы не появилась серьезная городская компания. Стоит отметить, что у нас в городе один из самых низких тарифов в России.

Константин Лобода:Действительно, на сегодняшний день стоимость проезда в автобусе составляет 21 рубль.

Андрей Калачинский:Сколько сейчас просят перевозчики? Они же регулярно скандируют, «Давайте поднимем плату», «Давайте поднимем плату». До скольки нужно поднять?

Константин Лобода:Мы неоднократно проводили и проводим свой экономический анализ того тарифа, который был и того, что будет. К тому же имеются реальные цифры от компаний-перевозчиков, согласно которым мы уже сегодня можем заявить экономически обоснованный тариф – 30 рублей.

Андрей Калачинский:30 рублей? Сейчас тариф – 21, значит ли это, что город работает в убыток, а перевозчики вообще находятся на грани рентабельности?

Константин Лобода:К сожалению, да, это довольно сложная рыночная ситуация, которая сложилась именно вот так, определенным образом.

Андрей Калачинский:Что будет, если мы сейчас возьмем и просто поднимем тариф, к примеру, сделаем 35 рублей, но чтобы все автобусы были новые. Я, конечно, понимаю, что это невозможно, тариф, насколько мне известно, устанавливает региональная энергетическая комиссия?

Константин Лобода:Да, региональная энергетическая комиссия устанавливает тариф, такая возможность поднять тариф есть, есть федеральный закон 220, который вступил в силу и именно он позволяет перевозчикам устанавливать нерегулируемый тариф, и здесь тоже есть очень большая проблема - возможность социального взрыва.

Андрей Калачинский:Давайте еще немножко поговорим о тарифе, лично я считаю, что очень хорошо, что в городе очень низкий тариф, но это означает одну простую вещь – город разоряется, содержа автобусный маршрут, то есть он не окупается, и когда-нибудь придет время, когда перевозчики скажут: "все, мы не можем купить новые автобусы" и не до конца понятно, что происходит с рентабельностью частных перевозчиков. Рентабельность, судя по всему, минимальная, поэтому они выжимают все соки и из людей, которые там работают, и из транспорта, который в этом задействован. Повторюсь, нигде, ни в одном крупном городе не стоит так дешево проезд, в Хабаровске – дороже, в Москве – дороже. И я хорошо помню, как Игорь Сергеевич говорил: "нет, стоимость проезда увеличена не будет". Безусловно, держать стоимость на уровне нужно. Но в какой-то момент нужно все-таки следовать за экономикой. 

Константин Лобода:Конечно, любая подобная деятельность – предпринимательство. Пусть этим занимается муниципальное предприятие или частные лица, экономика всё равно заявит свое веское слово, и тревожные звонки к тому, что мы не сможем содержать этот автопарк, они имеют место быть. Поэтому я считаю, что тариф, шаг за шагом, поэтапно, должен все-таки переходить в сторону экономически обоснованных цифр.

Андрей Калачинский:Вы упомянули некий «социальный взрыв». Конечно, любая власть, власть, которая избирается, она всегда опирается на мнение горожан и избирателей. Вот мое поколение хорошо помнит, как появлялись троллейбусы, а трамвай во Владивостоке вообще был одним из старейших в России. Сегодня трамвайная линия осталась одна, она ходит по линии Баляева – Луговая. И я с удивлением прочитал, что есть целые социальные группы, например в социальной сети фейсбук, которые агитируют людей за возрождение трамвая. Мне бы, конечно, хотелось бы их спросить, знают ли они, что трамвай в два, три, а то и четыре раза дороже, чем автобус? Во-первых, это содержание путей, вагон трамвая стоит на порядок дороже автобуса, плюс затраты на электроэнергию, плюс содержание трамвайного депо, которое по содержанию обходится в сорок раз дороже автобусного парка. Конечно, хорошо мечтать, но если с людьми разговаривать на эту тему конкретно, то все встает на свои места. Ведь люди почему хотят вернуть трамвай? Потому что проезд в нем стоил когда-то три копейки! А киловатт в час стоил на тот момент 4 копейки для всех и две копейки для людей, в чьих домах стояли электроплиты. Тогда наоборот, стоимость проезда была с экономической точки зрения непомерно дорогой, но сегодня ситуация в корне изменилась. Но, тем не менее, администрация города содержит этот последний маршрут.

Константин Лобода:Содержит и будет содержать, так как маршрут очень востребован.

Андрей Калачинский:Вы, наверное, заметили, когда ехали сюда в студию, работы на Народном проспекте, и те трамвайные пути, которые были замурованы в землю - их наконец-то убрали, то есть на Третьей Рабочей наконец-то будет нормальная дорога. То есть на нынешний моменты развития города экономика говорит, что автобус - это оптимальное средство передвижения, пусть он и проигрывает по ряду параметров любому электрическому виду транспорта. 

Константин Лобода:Если говорить о сложившихся обстоятельствах, принимая во внимание рельеф, уже существующую улично-дорожную сеть, то в настоящее время безусловно автобус для нашего города — это оптимальное средство передвижения. Вот если трамвай отдать в Спасск или в Уссурийск, то, конечно, эффект будет, безусловно, больше.

Андрей Калачинский:Ну вот сейчас мы говорили с Межоновым, что один из любопытных проектов предлагают японцы по изменению и улучшению транспортной сети, и в частности сети пассажирских перевозок. Им, конечно, легко предлагать, со стороны таких проектов приходит масса, но вот ваше мнение, как человека, подкованного в подобных вопросах?

Константин Лобода:Я считаю, что работа, которая проводится моими коллегами в администрации, в лице Управления дорог и благоустройства совместно с японскими коллегами принесет нам определенные плоды. Они пришли и заинтересовались сложившейся ситуацией. Я думаю, что по результатам двух-трех месяцев совместной работы мы все-таки получим некий продукт, который мы сможем впоследствии реализовать на наших дорогах. Это в первую очередь повышение безопасности дорожного движения и уменьшение транспортных заторов, улучшение качества транспортных перевозок пассажиров. Это взаимосвязанные вещи. Данные проекты будут презентованы в сентябре на ВЭФ. Там мы представим на суд общественности варианты, которые уже можно будет рассмотреть.

Андрей Калачинский:Насколько я понимаю, там же на форуме будет презентован еще один проект «Единый проездной для жителей Владивостока». Насколько я помню, во Владивостоке уже был ряд попыток создать подобную систему, этим даже занимался один из банков, но через некоторое время они ушли с этого рынка. Расскажите немного о реализации этого проекта.

Константин Лобода:Это определенная часть от проекта, которым мы занимаемся совместно с нашими корейскими партнерами по введению безналичной оплаты проезда. Посмотрев на наши объективные реалии, и сделав определенные выводы из предыдущих проектов, например, из внедрения системы «кэш-боксов», которые мы тестировали на протяжении четырех месяцев, установив их на свой транспорт, мы провели кардинальную смену программного обеспечения, и я надеюсь, что наши корейские партнеры успеют до начала форума поставить на наши автобусы кэшбоксы уже с новым ПО. Новая программа должна значительно упростить процесс безналичного расчета в общественном транспорте.

Андрей Калачинский:Хотелось бы еще затронуть тему морского трамвайчика. И в последние годы не осталось общественных перевозок морем.

Константин Лобода:Проблема есть. Есть ежедневные рейсы для жителей Попова и прочих островов, в особенности в летний период. С островом Русский имеем очень большую проблему, так как появился мост, и компания-перевозчик, которая занималась этим, ушла с рынка. На сегодняшний день эта проблема до конца не решена, и сегодня мы активно ею занимаемся. Определенно могу сказать, что морское сообщение острова с городом будет.

Андрей Калачинский:Во многих больших морских городах администрация может позволить себе содержать местные морские перевозки, паромы, например Нью-Йорк, Амстердам, там даже билет не нужен, все заранее оплачено, а перевозчику гарантированы бюджетные вливания. А у нас, когда исчезла сначала переправа на остров Русский, переправа через залив, оказалось, что 20 минут морем намного лучше, чем два часа автобусом. И люди начали требовать назад этого перевозчика, а перевозчика то и нет.

Константин Лобода:Да, конечно, для решения этого вопроса необходим точный, обоснованный экономический расчет. Мы уделяем обращениям граждан очень много внимания и понимаем, что данная проблема сегодня актуальна, как никогда.

Андрей Калачинский:Хорошо, один из прошлых градоначальников предложил к использованию проект с городской электричкой, и какое-то время она решала инфраструктурные проблемы. Рассматривается ли вариант ее возрождения?

Константин Лобода:Мы рассмотрели совместно с РЖД возможность продления маршрута до Токаревской кошки. Вариант, безусловно, затратный, но нельзя сказать, что он не может быть. Мы видим, как сегодня застраивается Эгершельд, и эта одна дорога попросту не выдерживает транспортного напряжения. В общем, определенный интерес к этому проекту имеется.

Андрей Калачинский:Вы упоминали, что сейчас стало меньше жалоб на движение общественного транспорта?

Константин Лобода:Да, в целом жалоб стало меньше, и я даже могу сказать, в каком направлении. Когда-то в автобусах играла громкая музыка, водители курили за рулем, эти моменты мы победили, сейчас боремся с выдерживанием графика и следим за тем, чтобы водители выходили работать в вечернюю смену. Ну и, конечно, с хамством. Несколько последних случаев заставили Управление транспорта всерьез взяться за этот вопрос. Напоследок хотелось бы огласить номера телефонов, по которым жителям можно и нужно обращаться по всем вопросам, связанным с транспортом: 2 614-334 - Управление транспорта и 2 605-252 - телефон круглосуточной диспетчерской службы. 

 

Другие материалы рубрики "Общество"
А20230618_185652-01.jpg

Аномальная жара вновь вернется в Приморье: дата

Первая половина наступившей рабочей недели будет проходить под влиянием атмосферных фронтов

автобус1.png

Регионы могут предоставлять пенсионерам льготы на проезд

Также пенсионеры могут рассчитывать на компенсацию за капремонт при определенных обстоятельствах

4.jpg

В России готовят повышение выплат отдельным категориям медработников

В пояснительной записке к данному законопроекту подчеркивается актуальность проблемы дефицита медицинских кадров в сельской местности