Сработали на отлично, не считая 14 трупов

Геноцидом собственного народа назвали работу (а точнее бездействие) дорожного департамента края по находкинской трассе

4bca6119bbcbe8dacabdaabe86303b7c.jpg

Владивосток, ИА Приморье24. Раз в 70 лет – такова периодичность ремонта дорог в Приморье согласно краевой программе развития транспортного комплекса. Стратегия развития дорожной сети в Приморском крае, разработанная департаментом, не выдержала критики ни депутатов ЗС ПК, ни экспертов, ни представителей закона. Об этом пишет газета «Владивосток».

Разбираться в этом клубке проблем, которые копятся уже не первый год, придется уже новому руководству региона. Пока писался материал, Владимира Миклушевского освободили от должности губернатора Приморского края.

Не дорожники, а финансисты

Для начала небольшая ремарка. За последние годы чиновники краевой администрации приноровились делать отчеты о проделанной работе самым удобным для себя образом: по показателям освоения средств. Например, если на ремонт условной дороги выделен миллион рублей и потрачен миллион, то считается, что процент освоения составил сто процентов и департамент сработал на отлично. При этом тот факт, как выполнен этот ремонт, насколько он исправил общую ситуацию, насколько был необходим, остается за скобками отчета.

С одной стороны, в этом есть своя правда. Надо жить по средствам. Сколько денег выделено на ту или иную программу, столько и надо потратить. С другой стороны, если на находкинской трассе гибнут люди только по той причине, что дорожное полотно там превратилось в решето (особенно участок Фокино – Смоляниново), то причем тут освоение средств?

Возникает и другой вопрос: насколько адекватно показатель освоения финансов отражает ситуацию в дорожной сфере? Напомним, что процент освоения средств по краевой программе ремонта и строительства дорог за прошлый год составил порядка 90 процентов. При этом только на находкинской трассе из-за плохого состояния дорожного полотна погибли 14 человек.

Если госпрограмма выполняется прилежно и своевременно, а дороги становятся только хуже, то что-то не так с госпрограммой и с департаментом, который эту госпрограмму составляет и реализует.

Куда ведут дороги…

На прошлой неделе Александр Швора, директор департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края, представил Законодательному собранию отчет о работе, проделанной исполнительным органом с начала года. В 12-страничном документе не было ни слова о проценте нормативного состояния трасс в регионе. По сути, весь доклад – это финансовая справка о том, сколько денег и на что было и будет потрачено.

По мнению Александра Костенко, председателя экономического комитета ЗС ПК, деньги – это ресурс, а целевыми показателями должны быть вещи конкретные и понятные.

– В дорожной сфере реальным показателем эффективности программы должен быть процент дорог, находящихся в нормативном состоянии, показанный в динамике, – считает депутат. – Если этот процент увеличивается, значит край идет верным направлением. Если стоит на месте, то что-то идет не так. Если цель департамента – потратить деньги, тогда все понятно. Но ведь цель должна быть другой.

Интересный диалог

– Сколько вы планируете отремонтировать автомобильных дорог в этом году? – спросил Костенко у главы департамента во время отчета.

– 123 километра, – ответил тот.

– Сколько у нас всего автомобильных дорог?

– Шесть тысяч шестьсот километров.

– Какой нормативный срок ремонта?

– Межремонтный срок у нас составляет шесть лет.

– Давайте поделим цифры, – предложил депутат, а затем подсчитал и удивился: – У вас по факту получается, что межремонтный срок – 70 лет. Куда вы хотите привести Приморский край по таким дорогам?

Не ждали

Особенно остро во время обсуждения доклада (но не в самом докладе) прозвучала тема состояния находкинской трассы. Сегодня огромные средства вкладываются в строительство ее дороги-дублера. Однако складывается ощущение, что про существующую автомобильную артерию, соединяющую два крупнейших в Приморье порта, все забыли.

«В» уже не раз писал, во что превратился участок между поселками Фокино и Смоляниново. Уже два года как объект находится в удручающем состоянии. Ремонт его начался только эти летом и только после того, как прокурор Приморского края Сергей Бессчасный через суд добился от администрации края начала восстановительных работ – на год позже, чем следовало бы.

– Я вынужден был судиться с региональной властью, чтобы получить положительное решение по находкинской трассе, – отметил Сергей Бессчасный. – То, что там происходит, я называю геноцидом собственного народа. За полтора года 14 трупов в ДТП по причине плохого дорожного полотна. Жизни потеряны только потому, что кто-то не хочет вовремя исполнить свои обязанности.

– Мы не закладывали средства для ремонта трассы в 2016 году, – сообщил Александр Швора. – Мы просто не могли знать, что находкинская трасса так быстро придет в негодность.

Другого мнения придерживается Александр Костенко.

– Вы же проектировщик, опытный вроде дорожник, – поразился он. – Если рядом с действующей трассой строят новую, то понятно же, что действующую трассу разобьют.

Судьба Примавтодора

По словам Александра Шворы, сегодня процент дорог, находящихся в нормативном состоянии, составляет 38 процентов. Этот целевой индикатор уже несколько лет не улучшается. Более того, если раньше он хоть как-то присутствовал в отчетности, то теперь же в принципе исчез из текста.

Глава дорожного департамента устно рассказал, в чем, по его мнению, заключаются проблемы дорожной отрасли в регионе: это постоянные недоремонты, связанные с низким нормативом содержания дорог (по его словам, этот норматив в Приморье самый низкий на всем Дальнем Востоке и на треть ниже федерального норматива).

У прокурора Приморского края Сергея Бессчасного сложилось иное видение причин.

– Исполнительная власть сама себя загоняет в проблемы финансирования и в этих мелочах забывает о главном. Мы для людей здесь работаем. Создаем будущее для детей, – отметил он. – Во-первых, я считаю, что финансирование большое. Бюджет края со всеми дотациями выходит сегодня на сотню миллиардов. И десятая часть нашего бюджета – 11 миллиардов рублей – идет на дороги. Это колоссальный финансовый ресурс. Как мы его используем?

По словам прокурора, основным фигурантом освоения этого ресурса является акционерное общество «Примавтодор», учрежденное администрацией края.

– У меня сразу возникает негативная ассоциация с другой компанией, учрежденной администрацией края, – продолжил Сергей Бессчасный. – Это АО «Наш дом – Приморье» (заказчик строительства главных приморских недостроев – пятизвездочных гостиниц «Хаятт». – Прим. авт.). Так вот, компания «Примавтодор» – это без малого 800 миллионов рублей уставного капитала. В этом году депутатский корпус одобрил предприятию субсидию из бюджета на 270 миллионов рублей. Возникает вопрос: правильно ли исполнительная власть реализует свои функции? По существу, департамент дорожного хозяйства управляет Примавтодором не как акционерным обществом, а как структурным подразделением органа исполнительной власти. На этом фоне возникает вопрос: где тогда 44-й закон (закон о госзакупках. – Прим. авт.) и конкуренция на рынке? Очевидно для всех, что конкуренции нет. Примавтодор осваивает львиную долю бюджетного пирога. При отсутствии жесткого контроля за использованием ресурса, за дисциплиной, при безграмотном реформировании предприятия мы оказываемся в ситуации, когда ежегодно бюджетные средства топятся в одних и тех же участках асфальта.

Прокурор Приморского края поставил вопрос: нужен ли Примавтодор в такой правовой форме, насколько он рентабелен и какова реальная картина его экономического состояния?

– Примавтодор почему-то почти всегда выигрывает контракты, остается вне поля критики, штрафных санкций, исковой работы по качеству выполняемых работ, – продолжил Сергей Бессчасный. – Если в этом вопросе навести порядок, то, на мой взгляд, будут сэкономлены колоссальные ресурсы. Я даже не говорю о сокращении ремонтных сроков, потому что с Примавтодором всегда заключаются договоры, в которых срок исполнения – последние числа декабря. Мы сами позволяем строить и ремонтировать дороги при отрицательных температурных режимах, когда аврально осваивается финансовый ресурс только для того, чтобы его освоить. Да и весь доклад – это освоение. А стратегии, политики в этом вопросе, направления, в котором должны идти, не видно.

Речь прокурора зарядила всех присутствующих бодростью и рабочим настроением. Все-таки, чтобы прокурор Приморского края лично пришел в ЗС ПК на будничный отчет департамента краевой администрации, руководству этого департамента надо сильно «постараться».

Проблемы в дорожной отрасли Приморья, решение которых откладывалось из года в год, наконец-то дошли до той точки, когда маскировать их и прятать за нарядными цифрами стало уже неприлично. Александра Швору попросили переделать отчет и представить через месяц документ, отражающий реальное положение дел с дорогами, а также стратегию развития отрасли в целом с целевыми индикаторами.

Другие материалы рубрики "Общество"
dd9765f78fae1109596092cca06f31478a596eca.jpeg

«Это губит Приморье»: Жители Фокино вышли на митинг

На мероприятии присутствуют представители администрации края

a0e678c76b4ea455b7c593ee34e9e4c29d49d553.jpeg

Новый закон про «25 килограммов» доводит до драк

Приморские перевозчики делят рынок

1479abcd9e965dcd703f8cf00c19e455b9a34735.jpeg

Жители Фокино выйдут на митинг против строительства ядерного могильника

Мероприятие состоится в полдень