Идей огромное множество, но масштабы задает кризис

Сейчас, помимо основного здания на Светланской, 20, у музея есть три филиала во Владивостоке и пять по Приморью. Руководить ими – дело нелегкое.

1443767563_uqicblsu1xm.jpg

Владивосток, ИА Приморье24. В эти дни 125 лет отмечает Приморский музей имени Арсеньева. Сегодня это крупнейший музей на Дальнем Востоке. Строили его буквально всем миром.

Сейчас, помимо основного здания на Светланской, 20, у музея есть три филиала во Владивостоке и пять по Приморью. Руководить ими – дело нелегкое. Об этом и многом другом, в рамках пресс-полдника, посвящённого дню рождения музея, рассказали его директор Виктор Шалай и главный хранитель фондов Нина Керчелаева.

 Виктор Алексеевич, какие люди сегодня работают в музее и как они сюда приходят? Виктор Шалай:Всех наших коллег и не перечислишь – 200 человек в шести муниципалитетах Приморья. Могу сказать, что у нас в коллективе огромное количество интересных людей, людей с очень богатыми личными историями и талантами. Когда я думаю, что после моего директорства останется, то прихожу к мысли, что одна из важных задач руководителя – забота о преемственности. Я должен заманивать людей в музей, чтобы они себя проверяли, приживались, проходили проверку временем и, может быть, оставались. Чтобы у людей, которые олицетворяют старшее поколение музейщиков, была возможность передать свой огромный опыт. Я считаю, что сегодня у нас очень сильный и интересный коллектив. Работая с этими людьми, ты вырастаешь. Нина Керчелаева:Когда ты говоришь, что работаешь в музее, всегда спрашивают: экскурсоводом или смотрителем? Это очень серьезные службы. Сегодня их наполняют люди, которые прошли большую школу преподавания. Это очень нужные люди, и они сознательно относятся к тому, что делают. В СССР, когда считали калории, затраченные на работу, труд экскурсовода приравнивали к труду молотобойца. Это очень сложная и специфическая специальность. Но помимо смотрителей и экскурсоводов, в музее очень много разных специалистов. И те, кто обеспечивают деятельность учреждения в плане хозслужбы, и ремонтники, и бухгалтеры…   

Расскажите, как создаются экспозиции?

Нина Керчелаева:Государство ставит нам задачу зарабатывать самим. Приходится какими-то средствами привлекать публику. Создать такую экспозицию, чтобы ты зашел в музей и захотелось вернуться, – это тяжелый труд. Их создают люди, способные творить. Это искусство. Я не буду рассказывать все этапы. В первую очередь определяются научные сотрудники со специальным образованием. Перед ними стоит задача освоить пространство и время какой-то темы. Потом начинается подготовка, в работу включаются дизайнеры… 

Какие проекты сейчас реализует Музей Города?

Виктор Шалай:

У этого здания, на Петра Великого, несчастливая судьба. Был такой период, когда музей получил большое здание на Светланской, и достаточно остро встал вопрос, что же будет здесь. На протяжении 20 лет коллектив пытался придумать для него новую концепцию. Долгое время музей жил как многофункциональный выставочный центр – и это не самая позитивная страница в его истории. Здесь были бесконечные выставки-продажи. И даже сейчас, когда без малого пять лет у нас железное правило не брать немузейные выставки, не устраивать торжищ, нет-нет кто-нибудь придет и спросит: «А где выставка кошек, а где самоцветы? А пальто не у вас?». И ведь мы сами приучили к этому людей, из здания ушла музейная атмосфера. Мы пожинаем плоды голодных девяностых и никаких нулевых.

Как-то на совещании у нас выплыла идея Музея Города. И все единодушно сошлись во мнении, что дать ему такое название - это восстановить его в правах. И сразу возник шлейф проектов, рассказывающих о разных аспектах жизни этого города. И различные исследования, "Портрет горожанина", выставка «Вызов забвению» - это попытка говорить с людьми о городе, как о многомерном, глубоком пространстве в котором есть огромное количество нюансов, которые дают энергию для жизни.

 

То, что вы делаете сейчас – выставки, проекты – это очень интересно и важно. Но на местах ситуация сложнее: людей меньше, туристов меньше… Как там обстоит ситуация?

Виктор Шалай: Когда создавали такую махину, была одна страна, никто не думал, что социальная реальность изменится настолько, что это станет тяжело. А стало. Мы счастливы, что три музея – находкинский, спасский и дальнегорский – вышли из объединения и стали самостоятельными муниципальными музеями. 20 лет прошло. И если не брать Владивосток, эти музеи развиваются, освоили грантовые возможности, стажировки... При этом они не имеют актуальной экспозиции, но они вообще на месте не сидят. Придумали палеодеревню – один из самых успешных проектов. Никогда бы они не сделали этого, если бы они были в объединении. Ни один наш музей не хочет осваивать никакие дополнительные возможности. Они сейчас в положении детей, которые не хотят съезжать от родителей: пришел домой, еда готова, одежда висит в шифоньере. Когда ты знаешь, что кто-то о тебе позаботится, это расхолаживает. Это реальные наши отношения с филиалами. Мы бы мечтали, чтоб они перешли в муниципалитеты. Но поезд ушел. Муниципалитеты сами сидят с дырявыми бюджетами. 

Сейчас популярны экскурсии, тематические прогулки по городу. У вас есть какие-то новые идеи? Чего нам ждать?

Виктор Шалай:

Идей у нас огромное количество. И если бы не кризис в этом году, могло бы быть все по-другому. У нас с партнерами сорвались контракты на закупку даблдекеров – двухэтажных автобусов. Он должен был в свободном порядке набирать людей и возить по городу, по мостам, надеваешь наушники и слушаешь экскурсию на 12 языках. Это наша заветная мечта: автобус с логотипом Приморского музея, люди борются за билет на вторую палубу. Но не случилось этого, случились морские прогулки. Вообще, у нас в запасе 18 разных идей. Будь у нас средства, мы бы открыли Дальневосточный морской музей, Литературный, Музей коммерческой торговли – нам давали помещение в ГУМе.

Сейчас администрация передала нам 18 квадратных метров в доме Смитов, но пока нет денег отреставрировать. Я вот так сходу озвучил несколько идей – были бы сейчас ресурсы, мы все бы сделали. Нам очень хочется заниматься такой работой, но пока мы выбираем двигаться шажками поменьше. Теми, которые позволительны нам сейчас.
Все новости
Другие материалы рубрики "Интервью"
10811009-861851.jpg

Трагедия, изменившая и объединившая мир

1 декабря в прокат выйдет фильм-катастрофа Сарика Андерсяна «Землетрясение»

tkra.JPG

Монтаж главной новогодней ёлки начался во Владивостоке

28-метровая конструкция, украшенная шарами и гирляндами, предстанет во всей красе уже к середине декабря

cb4a2dfd503b54dc7a90e90186ab4a39.jpg

"Наши двери всегда открыты для талантливых специалистов", - Coca-Cola HBC Россия

HR-специалист компании рассказала ИА Приморье24 о ситуации на приморском рынке труда