Илья Степанов: Кухня – это дикий стресс

Шеф-повар из Владивостока – в интервью РИА VladNews

c46e8ec41626a863a73b505a9a121b85123ddc4d.jpeg

Гастрономический багаж приморской столицы с каждым заведением становится всё больше. Владивостокцам культуру потребления блюд как произведений искусства прививают такие шеф-повара, как Илья Степанов. В интервью РИА VladNews автор блюд высокой кухни рассказал, из-за чего Красный гид Мишлен никогда не зайдет в нашу страну, какие тренды присутствуют в мировой кухне и почему Владивосток – это не Россия.

- Как вы решили связать свою жизнь с кухней?

- Начал еще 19 лет назад. Я из семьи художников, родители очень хотели, чтобы я пошёл по их стопам. И когда мне было 16 лет, в этот бунтарский момент, я поступил на повара – вопреки родителям.

Год на третий начал понимать, что я полюбил это дело. Желание готовить  – не врожденное, оно абсолютно точно приобретенное. Но настоящая влюблённость пришла, когда я, во-первых, получил хорошую сумму за свою работу – это было на Сахалине и, во-вторых, когда я начал учиться у мишленовских поваров во Франции. После этого у меня полностью поменялось отношение. Вот тогда любовь стала безусловной. С тех пор я понял, что знаний не бывает много, и хочется постоянно развиваться. Что касается ресторанных проектов, их было очень много, около 20 точно, знаковых из них – четыре-пять.

- Есть ли у вас профессиональный кумир?

- Знаете, с годами кумиры меняются. В период, когда мне было 22-25 лет, Джейми Оливер был для меня каким-то невероятным идолом. Сейчас нет кумира, но есть определённый стиль работы и то, что мне хочется познать.

- Любите ли вы ходить в другие рестораны?

- В своем городе не люблю. Когда начинаешь есть, ты оцениваешь блюдо как шеф-повар, и своего коллегу начинаешь оценивать и «прикапываться». Поэтому я так не делаю, чтобы не прикапывались ко мне. Я уважаю каждого человека, который во Владивостоке занимается кулинарией и кондитерским искусством.

- Как вы относитесь к фастфуду, за последнее время во Владивостоке открылось очень много «нефраншизных» бургерных.

- Я очень люблю фастфуд, я обожаю пян-се, для меня фаворит – гамбургер с картошечкой фри. Что по поводу «нефраншизных» бургерных –  стоит бургер, к примеру, около 600 рублей, да, вкусно, но я иду просто за бургером, а не за гастрономией, а мне пытаются «втулить» туда и дорблю (сыр с голубой плесенью – прим. ред.) и прочие вещи. Я думаю, что это лишь какой-то период времени будет популярным, и около 60% всех этих заведений закроются в течение полутора лет. Помните, раньше суши-бары начали массово открываться, потом раз и спокойствие, сейчас мы знаем, что во Владивостоке два-три предприятия, куда можно ходить, точно так же и с бургерными. Тем более это не здоровое питание, и его долго продвигать не получится.

- Какую еду вы предпочитаете готовить дома?

- Жареная картошка, куриные крылышки, что-то такое. Домашняя кухня она тем и отличается, что еда должна быть простой и понятной, а в ресторан вкладываются десятки миллионов рублей в оборудование, и ты просто не имеешь права готовить простую кухню, она должна быть с изюминкой.

- Есть у вас любимое блюдо на работе?

- Они мне как дети. Каждое блюдо индивидуально, с каждым связана большая история. Говорят, шеф-повар за всю жизнь разрабатывает пять шедевральных блюд. Из пяти блюд я сделал пока только одно. Стараюсь не перетаскивать блюдо из одного заведения в другое, могу изменить его, но если я ухожу из заведения, то стараюсь оставлять блюдо там, считаю, что это правильно, опять же есть стимул создавать новое.

- Были у вас какие-то курьезные, критические ситуации на кухне?

- Их было очень много. Каждый день – это курьезная ситуация. В какой-то момент я принял решение вести свою модель руководства добрым путем, в какой-то момент эта черточка обрывается, и идёт иной путь. Кому-то надо давать постоянно «пинка», кого-то «гладить по голове». Вообще кухня  –  это дикий стресс, постоянное напряжение, импульсивное общение и очень злые шутки (смеётся), поэтому я не люблю девушек на кухне, если девушка на кухне, то у нее должен быть сильный характер. Если надо встать вперед и сказать «нет», а не «да», она это сделает. Я таких очень редко, но встречал. Например, Ира Медведева, победитель шоу «Адская кухня».

О серьезных ЧП я бы не хотел говорить. Но их очень много. Например, человек моет погружной блендер, засовывает палец и случайно нажимает на кнопку. Кто-то теряет сознание при виде живого кролика, которого нужно убить. 

- Расскажите, как вы создаете новое блюдо, как приходит идея рецепта и оформления?

- Это нечто интимное и личное, это то, из-за чего я люблю свою работу. Сам процесс по ощущениям не сравнится ни с чем. Процесс создания блюда, его рождение –  это и есть та нирвана, которую ищут многие. Я нашёл её именно в этом процессе. Испытываю большое удовольствие, когда блюдо рождается сначала в голове, затем проецируется на бумаге, уже потом выбираешь продукт, пишешь технологическую карту и отрабатываешь несколько раз блюдо, оттачивая его вкус. По опыту почти в 90 процентах случаев выходит совсем другая история, чем ты задумал.

В момент создания нового блюда главное, чтобы у тебя было очень хорошее состояние в душе, ничего не тревожило. Нужно отключить мозг и начать лететь.

Руководствуешься тем, чтобы создать новое сочетание вкусов. Например, придумываем окрошку.  Мы живём во Владивостоке, значит можно добавить в неё кальмар, что сочетается с кальмаром?  Его можно сочетать со всеми белыми продуктами: редиска, огурец, яйцо. С соусом определились. С чем мы можем подать окрошку? Например, с холодным томатным супом госпачо, а к нему добавить мороженное из йогурта или кваса. Всё, идея родилась, пошли делать. В процессе рождается ещё что-то: пудра из черемши, снег из сметаны, замариновать редиску в сахаре. Потом блюда представляешь фокус-группе, которая говорит, что убрать, что добавить, и дальше, прислушиваясь к их мнению, получается уже нечто другое. Так происходит абсолютно с любым блюдом, будь это какая-то маленькая закусочка или полноценное сложное блюдо.

 - Сейчас в ресторанах есть тенденция подавать блюда с неким перформансом, как вы к этому относитесь?

- Я как раз отношусь к тем шеф-поварам, которые выходят в зал, которые общаются с гостями, я обожаю готовить гостям, что-то презентовать. Что касается перформанса – это, конечно же, интересно, об этом нужно помнить всегда, и гость должен принимать участие в приготовлении блюда, но пока не все во Владивостоке это понимают.  

- Какие тренды присутствуют в мировой кухне на сегодняшний день? Отличаются ли они в России?

- Что касается мировой моды, ее, наверное, не существует. В России сейчас популярна скандинавская кухня –  мясо, рыба. Способы приготовления: маринование, квашение, жжение, текстурирование. Сейчас очень модны текстуры: кремы, пюре, сифоны.

Самое главное  – это развить вкус у людей и дать человеку попробовать что-то новое. Например, клубника с помидорами, попробуйте – это же вкусно! Главная задача кулинаров стоит именно в этом. Моя философия – перестать быть скучным и начать пробовать новое.

- Как вы оцениваете уровень ресторанного бизнеса и сервиса во Владивостоке относительно европейской части России?

- Владивосток – это не Россия. Все, кто сюда приезжает, говорят, что это абсолютно другой регион. Здесь дороже продукты, и они не только дороже, но и немножко другие.  Мы не говорим о морепродуктах.  А вот овощи все из Китая, и мясо тоже. Если мы берем каких-то крупных поставщиков с хорошим мясом, то там цена абсолютно другая.

У нас одна широта с Сочи и, если взять Сочи, то могу сказать точно – совсем разный продукт. Берешь огурец, помидор, и ты можешь с ними работать, здесь это намного сложнее.

Что касается ресторанного бизнеса – ресторанов во Владивостоке очень много, я за здоровую конкуренцию, она всегда будет подталкивать вперёд.

- Есть у какого-нибудь ресторана в России шанс получить звезду Мишлен? Возможно, вы бы хотели?

- В России никогда не будет звезды Мишлен – это невозможно. Гид Мишлен не войдёт в Россию, потому что здесь всё коррумпировано, и звёзды начнут просто продаваться.

Самому получить, конечно же, это мечта любого повара. Я вам расскажу, что творится с поварами во Франции. У них есть соревнования, которые выше всех звезд, не помню точное название, но приведу пример похожий пример – Les Chefs en Or. Эти соревнования длятся восемь месяцев. Если ты проходишь отборочный тур, то готовишь в разных регионах и при разных условиях. Люди, которые одержали победу, имеют колоссальный успех, они получают и мишленовские звезды, и крупные контракты, этот конкурс важен для каждого француза-кулинара. Такой шанс предоставляется только единожды. Вот это самый крутой конкурс, он выше всего.

Софья Ночвина 

Другие материалы рубрики "Интервью"
9c6b20ac0bad7d0faf565dafae5c3252096f144c.jpeg

Педагог из Владивостока стала участницей Форума классных руководителей

Ольга Астахова получила благодарственное письмо от президента России Владимира Путина

1347d055233dbd7d6fbae6c695cb73a37f8dfa05.jpeg

«Любовь - это электрический разряд»: звезда «Ронина» о чувствах и сериале

Дмитрий Паламарчук - в интервью РИА VladNews

7453e30b8b131e6078395c51de45542d4d592ee1.jpeg

«Любовь — это космос»: Елизавета Гончаренко о сериале «Планетяне»

Эксклюзивное интервью актрисы на РИА VladNews