Максим Забелин: «Эра хулиганства» прошла
Юморист, музыкант и продюсер – в интервью на РИА VladNews
Юмористическая история России помнит огромное количество имён – от Аркадия Райкина до участников «Comedy Club». Одним из таких стал уроженец Приморья Максим Забелин – юморист, писатель, музыкант, основатель группы LITE.RU, композитор, продюсер, а также друг мэтра отечественной сатиры Михаила Задорнова. В прямом эфире радио VBC Максим рассказал о работе на радио, дружбе с Михаилом Задорновым и о том, как попал в индустрию кино. РИА VladNews предоставляет расшифровку интервью.
– Максим, как и когда появилось решение переехать в Москву?
– Есть две версии. Согласно первой, я понял, что необходимо развиваться дальше. Тогда я думал, что есть только одно место, где это можно сделать – Москва. Переехав туда, я кое-чего добился, и можно сказать, что это было справедливое решение. Вторая версия – конспирологическая (улыбается). Радиоканал «Пеликан», где я когда-то работал, постоянно возвращается ко мне. В начале 90-х годов, напомню, были популярны такие платные опции, как предоставление эфира различным организациям, в том числе христианского толка. И в течение часа, за который они платили, рассказывали о том, как важно идти именно к ним, приносить пожертвования и так далее. Мы в рамках «Шоу Макса и Грэнди» абсолютно бескорыстно вдруг решили сделать что-то подобное изобрели программу «Светофор». При этом мы представлялись как эстонские ведущие и в эфире говорили (пародирует эстонский акцент) «Здравствуйте, дорогие друзья, вы слушаете радиопрограмму «Светофор»! Мы вещаем для вас по повелению эстонского правительства!» Мы говорили о том, что эстонское правительство выкупило этот час и это будет час эстонской пропаганды в России. В течение часа мы позволяли себе такое, что нам приходили угрозы! Звонили люди, которые говорили: «Я тебя, эстонец, найду, и тебе конец!» Но однажды прекрасным летним вечером, выходя из студии (это было около 11 вечера), мы наткнулись на совершенно бледного охранника, это было в «Доме радио» на улице Уборевича. Охранник подошёл к нам и говорит: «Ребята, там приехала «братва», хотят с эстонцами разобраться».
– Получается, слушатель был найден?
– Да, аудитория всё-таки приехала к нам сама (смеётся)! Эти ребята, подвыпившие, приехали на дорогих автомобилях, и они действительно хотели разобраться с эстонцами. Охранник понимал, что не сдержит их. И мы с моим напарником лезли по горам в сторону телевышки, уходили, так сказать, огородами. Так что конспирологическая теория состоит в том, что после этого случая было решено «валить» куда-то поближе к Эстонии (смеётся). Эта история, кстати, легла в основу моей первой книги «Штурм России». В ней как раз рассказывается о том, что два эстонских проповедника проделывают долгий путь из Эстонии во Владивосток, встречая по пути различные приключения.
– Значит, в те «благословенные» годы можно было делать подобный контент?
– Вообще, да, и это удивляет. Я сам долгое время проработал на радио, даже был руководителем одного крупного СМИ, и понимаю, что сейчас, будучи сорокалетним человеком, я никогда бы не допустил в эфире тех «шалостей», которые мы допускали, когда нам было по двадцать лет. И то время, вероятно, уже безвозвратно ушло, но оставило самые приятные воспоминания. Очень приятно, что люди до сих пор звонят, пишут, вспоминают то, чем мы занимались.
– А может быть, так и надо?
– Думаю, да. Могу сказать, что сейчас я ещё занимаюсь кино, мы снимаем полнометражный фильм, который в скором времени выйдет на киноэкраны, а зимой выйдет на телеканале «НТВ». Называется он «Однажды в Америке, или чисто русская сказка» по сценарию Михаила Задорнова. А попутно я начал изучать киноисторию. Помните знаменитый «Броненосец «Потёмкин»? Лестница Одесского порта, коляска, стремительно несущаяся вниз? Калатозов, Пудовкин, Эйзенштейн, которым было по двадцать лет? Царская Россия прекратила существовать, остатки интеллигенции разбежались, кто куда. Но пришли эти молодые ребята, которые снимали великое кино, и имена которых мы до сих пор вспоминаем. Им было немногим более двадцати, а сейчас они – легенды. И вот, когда произошёл переход от Советского Союза к Российской Федерации, на радио приходили такие же молодые ребята, выпускники или ещё даже студенты вузов. Радиостанции тогда делали именно они, поэтому радио было таким романтичным, чего нельзя сказать сейчас. Просто мы выросли, и «эра хулиганства» прошла. Мне нравится одна фраза у Уинстона Черчилля: «Если человек в восемнадцать лет не мечтает изменить мир, значит, не имеет сердца. Если в двадцать восемь он не мечтает оставить всё, как есть – он не имеет мозгов». Мы все меняемся.
– Правда ли, что, работая на Юмор FM, вы познакомились с Михаилом Задорновым?
– Да. На самом деле на радиостанции Юмор FM я проработал очень долго. Я был одним из создателей станции, бессменным продюсером в течение длительного времени. Многие идеи, которые легли в основу Юмор FM, я почерпнул из своего опыта работы на владивостокском радио, в частности, VBC. Собственно, Юмор FM – это 24-часовая юмористическая комедийная станция, которая сделала возможным то, чего раньше боялись, то есть «крутить» юмор 24 часа. Создание радиостанции в итоге привело к знакомству со многими известными людьми эстрады, в том числе и с Михаилом Задорновым. Знакомы мы с ним были очень близко. И я прекрасно знал, какое сложное отношение было к нему во Владивостоке. И Михаил Николаевич сильно переживал на этот счёт, особенно зная, что я сам из Владивостока. Он даже спрашивал: «Максим, из-за чего это произошло?». Я тогда объяснил ему, что людям свойственно обижаться. Задорнов вообще славился своей прямолинейностью, он не играл в дипломатию. Зачастую люди обижаются на таких. Если вспоминать именно ту историю, то сказал он так, процитирую почти дословно: «Я увидел девушек во Владивостоке, прогуливаясь утром. Они были очень красиво одеты, прекрасно выглядели, прекрасно пахли. Я спросил, мол, девушки, вы на работу? А они мне в ответ: «С работы!» И после этого понеслось. В принципе, это могло быть произнесено в любом городе, в любом контексте и так далее. Но кто-то записал эту его фразу и сказал, что Задорнов назвал владивостокских девушек «женщинами с низкой социальной ответственностью», как говорит наш президент. Михаил Николаевич начал оправдываться, против него возникло целое движение… На мой взгляд, это было, как минимум, странно.
– Книги, которые вы писали, такие же юмористические, как и ваша работа?
– Да. Я уже говорил о книге «Штурм России», про двух эстонцев. Позже я написал еще пару книг. Одна из них уже издана - «Первый человек на Марсе». Мы, кстати говоря, собираемся через некоторое время снимать по ней фильм. А на сегодняшний день я заканчиваю свою четвёртую книгу, которая, как и остальные, будет издана в издательстве «Эксмо». Они очень благосклонно отнеслись к моим «виршам», к моим попыткам причислить себя к писательскому классу. Книги, правда, неплохо продаются, они действительно забавные, я слышал от читателей очень позитивные отзывы.
– Музыка – это тоже профессиональная деятельность или всё-таки для души?
– Скажем так, я хотел заниматься музыкой всегда. Такое желание оформилось у меня лет в 13. Все знают этот момент, когда ты берёшь в руки швабру, начинаешь представлять, что ты крутой музыкант, танцуешь перед зеркалом. Потом проходит какое-то время, ты понимаешь, что пора менять швабру на гитару и начинать что-то делать. А вообще, живя в Арсеньеве, я начал готовить себя к карьере рок-звезды, полагая, что остальное очень временно, и что пройдут буквально считанные месяцы, если не дни, и обо мне узнает весь мир! И вот, в течение последних 25-30 лет я пытаюсь сделать что-то подобное иногда со шваброй (смеётся), иногда с гитарой. Сейчас вся моя музыкальная деятельность сосредоточена в группе LITE.RU, с которой я записал уже два альбома, а третий выйдет в начале 2019 года.
– Помимо работы в юморе, музыке и писательстве вы занимаетесь кино, а именно фильмом по сценарию Михаила Задорнова. Расскажите подробней?
– Михаил Николаевич предложил мне стать продюсером. До этого кино я только смотрел, поэтому отказывался, ссылаясь на то, что я всё-таки радиопродюсер. Задорнов сказал: «Ничего страшного, главное – организовать». Затем он показал мне сценарий, который не вызвал у меня воодушевления. Задорнов это заметил, и в театре на Таганке на протяжении шести вечеров он читал его перед публикой. И это единственный известный мне случай, когда человек так работал со сценарием. Он собирал людей, порядка двухсот человек, читал им сценарий. Куски, над которыми люди не смеялись, полностью выбрасывал, а смешные оставлял, добавляя к ним какие-то репризы и ставя отметки. В 2016 году мы выиграли тендер Министерства культуры. Потом подключился телеканал «НТВ», у нас появился бюджет, и мы начали снимать. Ещё Задорнов должен был сняться в другом фильме, в роли президента США, но тяжёлая болезнь не дала этим планам осуществиться. Мы приостанавливали съёмки, перенесли их. В итоге его дочь сыграла в фильме, сыграл Сергей Дорогов из «6 кадров», Миша Башкатов, Юра Гальцев, Игорь Письменный… Очень много хороших людей, которые пришли, чтобы сделать этот проект не за деньги, а просто для того, чтобы он появился. «Однажды в Америке, или чисто русская сказка» осенью должен появиться в прокате, а зимой выйдет на ТВ.
– Что особенно запомнилось в работе над фильмом?
– Это мой первый фильм. Сильнее всего запоминаешь всегда первое: первую девушку, первую машину, первую швабру, с которой ты прыгаешь туда-сюда (смеётся).
– Ещё фильмы будут?
– Да, конечно! Следующим мы снимем детский фильм. В нём примет активное участие мой товарищ Григорий Гладков, детский композитор. Из-под его руки вышла «Пластилиновая ворона», например. Собственно, он напишет музыку. Для фильма по сценарию Задорнова музыку написал я, там прозвучит несколько моих песен. А в новом фильме, у которого пока что рабочее название «Экзамены», будет музыка Гладкова.
– Нужно ли уезжать в Москву, чтобы стать успешным и реализовать себя?
– И да, и нет. Да, если ты точно знаешь, что добьёшься успеха. Нет, потому что Москва вытянет из тебя все соки и выбросит на помойку.