Гаражный атавизм Владивостока

Как привычные постройки уходят в прошлое

e7bf23e3797a23c25932aa9eacecf33649c5ccfc.jpeg

Владивосток – самый автомобильный город страны. Еще каких-нибудь 10-15 лет назад каждый автолюбитель одновременно с покупкой железного коня подыскивал и место его хранения. Однако со временем гараж перестал быть обязательной составляющей обычного городского домохозяйства. Корреспондент РИА VladNews собрал информацию и мнения экспертов о том, почему это произошло.

Изменения в городской среде

С окончанием нулевых автолюбители Владивостока стали всё чаще оставлять свои машины прямо у подъездов во дворах, на платных парковках или вовсе у дороги. Сказалось общее повышение мобильности городского населения. Люди перестали жить на одном месте подолгу, что предполагало долгосрочное владение не только квартирой, но и гаражом как сопутствующим атрибутом любого рачительного автовладельца.

Кроме этого, в город потянулось большое количество приезжих из других территорий края в поисках квалифицированной и высокооплачиваемой работы, а также за более высоким уровнем жизни. Постепенный рост городского населения снизил потребность в гаражах, как помещениях для постоянного хранения машин и увеличил спрос на пространство во дворах, где можно просто оставить машину на какое-то время.

Василий Авченко, писатель, автор книги «Правый руль»:

– Я не считаю гаражи отмирающим рудиментом. Они по-прежнему в цене, посмотрите хоть по объявлениям. Другое дело, что гараж ценен тогда, когда он находится в шаговой доступности от дома. Но на всех их не хватит, машин-то у нас стало куда больше. Я много лет держал автомобиль на стоянке, последние годы пользуюсь гаражом, и это гораздо лучше: он стоит под крышей, не пылится, никто возле него не ходит с гвоздиком. Не говоря о том, что в гараже можно хранить всевозможный шмурдяк от запасной резины до мангалов и тулупов. Гараж обходится гораздо дешевле, чем стоянка (другое дело, что его ещё надо купить – но оно того стоит).

Несмотря на то, что массовое строительство гаражей давно прекратилось, мы всё ещё можем наблюдать остатки их некогда повсеместного распространения. Как правило сейчас они представляют собой отдельные неэстетичные постройки, которые с каждым годом всё хуже вписываются в современное благоустройство дворовых территорий. Кроме некрасивой визуальной составляющей, существующие гаражи являются искусственным препятствием для возникновения новой инфраструктуры, такой как пешеходные зоны, скверы и так далее.

Гаражная романтика

Помимо прикладного свойства, гаражи в эпоху расцвета их строительства выполняли также и социальную функцию. Для большинства городских мужчин гараж был местом, где можно было провести досуг, пообщаться с соседями и просто прохожими, поиграть в настольные игры и даже в меру культурно употребить спиртного.

Кроме этого, высокая лояльность соседей по гаражам делала их практически полными аналогами современных автосервисов, где, собравшись мужиками, можно было произвести ремонт автомобиля практически любой сложности, раздобыв у товарищей и знакомых все необходимые инструменты и приспособления.

Василий Авченко, писатель, автор книги «Правый руль»:

– Гараж – ценность сам по себе, даже если у тебя нет машины. Это некий аналог паба или клуба по интересам. Чего только не происходит в нашем кооперативе. Одни делают эти модные хипстерские доски, на которых гребут стоя, другие ремонтируют мокики, третьи просто выпивают и жарят шашлыки. Мы с товарищами относимся к третьей категории. Гараж – может, не самая важная, но безусловно интересная форма социальной жизни. Без гаражей было бы куда скучнее.

Гаражные кооперативы

Немаловажным аспектом сохранения гаражей в их привычном виде остаётся существование во Владивостоке такой формы общественной самоорганизации, как ГСК – гаражно-строительный кооператив. По всему городу осталось порядка шести официальных организаций такого типа. Их идея довольно проста – концентрация гаражей в одном месте, под общей охраной и возможностью организованно решать вопросы ремонта прилегающих подъездных путей, освещения, а также другой инфраструктуры.

Николай, представитель одного из немногочисленных ГСК во Владивостоке:

– Руковожу ГСК уже более четырёх лет. Всё это время нам удаётся без каких-либо проблем решать общие хозяйственные вопросы, которые у нас возникают. В отличие от отдельных гаражей во дворах, которые я считаю пережитком прошлого, владение тем же самым гаражом, но в составе кооператива всё ещё актуально особенно если сравнивать альтернативу хранения автомобиля на машино-местах в новостройках. Зачастую их стоимость сопоставима с ценой небольшой квартиры. В любом случае, гаражи как явление безусловно нужны. Взять хотя бы самое элементарное – те, кто в своё время не озаботились этим вопросом, сейчас вынуждены хранить шины для колёс автомобиля в лучшем случае у себя на балконе.

Гараж – гарантия от угона?

Люди постарше хорошо помнят комедию Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» и сцену похищения Деточкиным Волги прямо вместе с гаражом. Кинематографичные приёмы на практике превращаются в обычный взлом замков или даже частичный демонтаж стен. Таким образом, даже наличие гаража вряд ли может быть стопроцентной гарантией сохранности автомобиля.

Александр Огневский, авто-эксперт:

– Гаражи во Владивостоке сегодня – это отжившее и умирающее явление. Но если всё же задаться целью его приобрести, то лучший выбор – это ГСК. Сейчас с ними очень активно работает вневедомственная охрана, которая в случае срабатывания датчиков проникновения, вызывает наряд на место взлома со всеми вытекающими для злоумышленников последствиями. Как правило в один охранный контур входит 5-6 гаражей, владельцы который таким образом договорились обезопасить своё имущество. Поэтому такой вариант, конечно, в разы лучше, чем просто оставить машину во дворе.

Василий Авченко, писатель, автор книги «Правый руль»:

– Да, сейчас многие предпочитают хранить машины просто под домом. Одна из причин связана с явным улучшением криминальной обстановки: случаев разукомплектования стало меньше, угонов, по-моему, тоже. Конечно, если сильно захотят угнать – то угонят откуда угодно, но всё-таки машину, стоящую во дворе, похитить при прочих равных куда проще. 

Раньше машину было просто страшно оставить на ночь во дворе: снимут поворотники, решётку радиатора, ещё что-нибудь открутят, а то и угонят. Поэтому и стоянки были более востребованными, на них было часто просто не найти места даже за деньги. А сейчас стоянки нередко полупустые, зато все дворы забиты ночующими машинами – не потому, что не хватает стоянок, а потому что людям лень туда идти и ещё платить деньги.

Машино-место – замена гаражу?

В ситуации, когда гаражи уходят в прошлое, придомовую территорию захватывают неконтролируемые дворовые парковки, а количество личных автомобилей возрастает, решение о хранении своей машины первыми нашли застройщики недвижимости. В новых условиях, строители жилых домов вынуждены закладывать в свои проекты многоуровневые подземные парковки. Как правило, при покупке квартиры застройщик также предлагает приобрести, так называемое, машино-место – отдельное парковочное пространство, сопоставимое с габаритами среднего городского автомобиля.

Борис Поздняков, генеральный директор ГК «Eskadra Development»:

– В 2004 году мы были первой строительной компанией, которая возвела жилой дом с подземной парковкой во Владивостоке. Уже тогда мы понимали, что такое явление, как дворовые гаражи стремительно теряет свою актуальность. Лишь через несколько лет после этого появились нормы, обязывающие иметь в новом доме подземную парковку. Поэтому сейчас гаражи – это скорее анахронизм, пережиток времени. Покупатели недвижимости тоже это понимают, поэтому активно берут вместе с квартирой в новостройке и машино-место. Кроме этого, в новых домах также предусмотрены и кладовые, где можно хранить и мебель, и велосипеды, и лыжи, и комплекты автомобильной резины. Так что инфраструктура новых жилых домов вполне может заменить некогда необходимый гараж.

Тенденция показывает, что со временем гаражи, которые уже сейчас являются атавизмом советской эпохи, постепенно уйдут из плотной городской застройки, уступив место либо частным стоянкам, либо объектам жилой инфраструктуры, таким как детские и спортивные площадки, скверы и прогулочные зоны.

Александр Огневский, авто-эксперт:

– Владивосток – город, который в целом не очень удобен для жизни в силу особенностей рельефа, ограниченности земли и плотной застройки. Проблема парковок и гаражей – это лишь следствие. По-хорошему, эти моменты должны быть учтены в генеральном плане Владивостока, но по факту, мы не увидели этого в принятом документе. Также, как и не учтена проблема отсутствия массового жилья эконом-класса. Такие вещи должны прорабатываться на стратегическом уровне развития города в целом.

Судя по всему, единственной альтернативой некогда привычным гаражам во дворах Владивостока, останутся немногочисленные гаражно-строительные кооперативы, организованные платные парковки и машино-место в подземной стоянке новостроек. А пока мы всё ещё можем понаблюдать за оставшимися артефактами ушедшей эпохи, сохранившимися до нашего времени.

Другие материалы рубрики "Общество"
a94e4f5efb56c74d0a7bcaf92e012bab38a38e54.jpeg

Сомнолог объяснил, почему люди разговаривают во сне

Многие люди признаются, что страдают такой привычкой и их это беспокоит

92f7462f5dbdfeb20477fc0bb4d0a777a784480b.jpeg

Что съесть на завтрак диабетику: ответ эндокринолога

Правильно составленный завтрак значительно улучшит контроль над уровнем сахара в крови

0c8968362617e97cc7d5880ab9ef22d649f5f102.png

Назван способ убрать жир в проблемных зонах

При этом можно обойтись без спортзала