Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор: современный мир переживает критический скачок антисемитизма и нетерпимости
Антисемитизм – в различных формах проявляемая нетерпимость и даже ненависть к евреям – это проблема далеко не только евреев

Антисемитизм – в различных формах проявляемая нетерпимость и даже ненависть к евреям – это проблема далеко не только евреев, убеждён президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) Вячеслав Моше Кантор. Рост антисемитизма это прежде всего сигнал о неких более глубоких проблемах в обществе и общественных отношениях в целом, свидетельство назревающего кризиса. И эти свидетельства, как уже показала история, могут привести к по-настоящему катастрофическим последствиям, если не разобраться с симптомами уже сейчас. Именно поэтому сам Моше Кантор и его коллеги из многих общественных организаций и социологических институтов, не только сами занимаются проблемой антисемитизма, но и стараются максимально привлечь внимание других к этой проблеме
В 2010 году в Израиле, в университете Тель-Авива по инициативе Вячеслава Кантора был открыт Центр Кантора по изучению современного европейского еврейства. На протяжении многих лет эксперты этого центра не только занимаются непосредственным изучением еврейской жизни в Европе как таковой, но и особенно пристально – антисемитизмом, как тем важным и даже критичным фактором, который имеет непосредственное влияние на эту самую жизнь. Ежегодные отчёты Центра кантора об уровне антисемитизма – своеобразная лакмусовая бумажка и маркер, показывающие динамику нетерпимости в обществе. И отчёт за 2018 год не мог не вызвать серьёзных споров и опасений, ведь, как отметил сам Вячеслав Кантор, комментируя результаты регулярного исследования, после нескольких лет отмечаемого специалистами роста, уровень антисемитизма в мире достиг критической отметки.
Европейская катастрофа
По итогам 2018 года в мире антисемитизм показал рост на 13%. Однако, как отметил сам Вячеслав Моше Кантор в ходе презентации доклада Центра Кантора весной 2019 года, при общем анализе ситуации нельзя упускать из виду и начало года 2019-го. Этот период, по словам Кантора, уже был отмечен целым рядом антисемитских инцидентов, причём особенно жестоких, что и заставляет экспертов говорить о «критической ситуации» и так оценивать состояние с антисемитизмом в мире.
Негативным лидером печального рейтинга стран если не с самым высоким уровнем антисемитизма, то с самым большим числом его жестоких и насильственных проявлений, в 2018 году стали Соединённые штаты Америки, где за год произошло более 100 случаев с применением насилия по отношению к евреям или их учреждениям. Особенно жестокое происшествие облетело все СМИ и новостные сводки – разумеется, это трагедия в Питтсбурге, где из очевидно антисемитских побуждений злоумышленник напал с оружием на посетителей синагоги и расстрелял 11 человек. Этот случай был резонансным и вызвал целую волну заверений от американских властей о том, что ничего подобного больше допущено не будет. Однако всего полгода спустя другой злоумышленник попытался повторить преступление и открыл стрельбу в синагоге в пригороде Сан-Диего. Стоит отметить, как подчёркивал Вячеслав Моше Кантор, что оба будущих преступника ещё до совершения преступлений демонстрировали в сети интернет, в соцсетях и в своих повседневных высказываниях и выступлениях очень высокий уровень нетерпимости и ненависти, однако никакой особенной реакции на это не следовало. Ещё одним маркером назревших в обществе проблем Кантор отметил выход антисемитский карикатуры в New York Times примерно в это же время. Все эти случаи далеко не случайны, убеждён Вячеслав Кантор, и свидетельствуют об опасном и тревожащем тренде в обществе – тренде на нормализацию антисемитизма. Нетерпимость и антисемитизм уже стали укоренившейся частью информационного пространства и ежедневного общественного дискурса, стали привычными и нормальными, практически не вызывающими реакции ни от кого, кроме самих объектов ненависти – и эта ситуация не может вызывать ничего иного, кроме тревоги за будущее, убеждён Вячеслав Кантор.
Высказывания о том, что агрессия на словах и в виде информации не равняется агрессии в реальной жизни и физическому насилию, Вячеслав Кантор отвергает уже потому, что инциденты в Питтсбурге и Сан-Диего демонстрируют: от ненависти на словах до реальных преступлений не так далеко. Кроме того, отмечает Кантор, чем повсеместнее и агрессивнее становятся оскорбления евреев и выраженная ненависть по отношению к ним, тем больше растёт вероятность того, что эти проявления нетерпимости спровоцируют людей к физическому насилию и исполнению словесных угроз.
Как показывает доклад Центра Кантора, за 2018 год в мире на почве одного только антисемитизма было убито 13 человек – эта цифра превысила ежегодные показатели многих прежних лет, и тенденций к снижению случаев проявления антисемитизма не наблюдается. Именно это и заставляет многих экспертов, в том числе Вячеслава Кантора, говорить о критическом уровне антисемитизма, за которым может последовать катастрофа.
Не меньше США беспокоит экспертов и самого Вячеслава Кантора ситуация в Европе, и особенно – в Западной Европе, в странах которой также наблюдается пугающе высокий уровень «насильственного антисемитизма». Под этим подразумевается проявление нетерпимости посредством преступлений, проявлений непосредственной агрессии и вандализма. Эксперты Центра Кантора называют в числе таких стран Италию, Великобританию, Германию, Нидерланды и Францию – число насильственных преступлений на почве антисемитизма и антисемитских инцидентов здесь значительно выросло всего за один 2018 год.
Среди факторов, также влияющих на опасность антисемитизма и перспективу его дальнейшего распространения и укрепления, Вячеслав Кантор называет тот факт, что антисемитизм в последнее время стал своеобразным «объединяющим звеном» для многих, прежде враждующих, идеологических течений и группировок, особенно экстремистской и радикальной направленности. На этой почве они усиливают свои позиции, тем самым провоцируя всё больший раскол в и так расколотом обществе.
Усиление антисемитских настроений не может не влиять и на самоощущение самих евреев, подчёркивает Кантор. Уже не вызывает удивления, что многие из них всерьёз рассматривают возможность эмигрировать, покинуть те страны, что ещё недавно считали своим домом, а те, кто не уезжает, уходят в изоляцию, внутреннюю эмиграцию, отказываясь от посещения еврейских мероприятий и учреждений, от своих традиций и общения с общиной, чтобы не идентифицировать себя как еврея и тем самым не «провоцировать» ненависть по отношению к себе и своим близким. Подобная обстановка в обществе никак не может считаться здоровой, убеждён Вячеслав Моше Кантор, а потому представляет собой серьёзную проблему для общества в целом.
От безопасности к угрозе
Рост антисемитизма в США вызвал столь пристальное внимание со стороны экспертов и, в частности, самого Вячеслава Кантора по многим причинам, однако одной из важнейших является то, что ещё до недавнего времени США входили в число стран, которые считались безопасными и благоприятными для еврейской жизни и еврейских общин. Однако нападение – и, увы, не единичное – на синагоги заставили экспертов пересмотреть эту оценку. Сам Вячеслав Кантор сравнил ситуацию в США и Европе и признал её пугающе похожей: по словам Кантора, уровень и способы проявления антисемитизма в Штатах действительно приблизились к европейским показателям.
Параллели Вячеслав Кантор видит не только в самих случаях агрессивного и насильственного антисемитизма, но и в том, как эти случаи и в целом уровень антисемитизма влияет на нормальное течение еврейской жизни. Непосредственное влияние на это, разумеется, оказывает и информационная, и общественная обстановка, где, как уже не раз отмечал Моше Кантор, антисемитизм пускает корни и становится нормой. Вопиющими считает Кантор и случаи того, как официальные власти или представители общественного мнения либо занижают реальные показатели антисемитизма, пытаясь обелить общую картину, либо, в отдельных случаях, и вовсе пытаются антисемитизм как-то объяснить и даже оправдать. Все эти черты были характерны для антисемитизма в Европе. Исследование Центра Кантора за прошедший год подтвердило: теперь это характерно и для США. Впрочем, пугающая похожесть проявлений антисемитизма может сослужить и пользу, уверен Вячеслав Кантор. Прежде всего, говорит кантор, в США и других странах необходимо взять на вооружение те методы борьбы с антисемитизмом, которые срабатывают в Европе, воспользоваться уже имеющимся печальным опытом.
Что касается влияния антисемитизма на еврейскую жизнь, то здесь Вячеслав Моше Кантор вынужден констатировать: рост антисемитизма и, особенно, его насильственных проявлений действительно не позволяет евреям жить по заведённым традициям, собираться вместе, жить общиной с её правилами, праздниками и традиционными мероприятиями, будь они религиозные или общественные. Причём, как отмечает Кантор, угроза прежде всего исходит не от преступников-одиночек, но от радикальных и экстремистских сил, в том числе политиков радикального толка, которые подпитывают и сами питаются этими настроениями, нередко и вовсе начиная подражать нацистской пропаганде. В Европе уже очевидно: антисемитизм характерен как для крайне левых, так и крайне правых сил политического спектра, и на его почве они даже объединяют усилия. В свою очередь это подпитывает рост экстремистских и радикальных настроений как таковых. Подобная ситуация должна привлечь внимание всех мировых лидеров, говорит Вячеслав Кантор, и направить их усилия на борьбу с теми, кто сеет ненависть и недоверие в обществе как таковые.
От слов к насилию
Как же влияет распространённость антисемитизма в информационном пространстве на рост случаев агрессивного его проявления? Непосредственно, уверен Вячеслав Моше Кантор. Сегодня в общественном пространстве, подчёркивает Кантор, уже нарушены практически все табу, касающиеся еврейской и иудейской жизни. В их адрес звучат оскорбления и насмешки, а то и прямые обвинения в чём-то или даже угрозы. Всё это приводит к тому, что проявление насилия в отношении евреев как будто заранее оправдывается и даже поощряется. В результате в отдельных странах под вопросом оказывается сама возможность проживания там евреев – настолько силён там антисемитизм и настолько он проник во все сферы жизни, что евреи ежедневно подвергают сомнению собственную физическую безопасность, говорит Моше Кантор.
Антисемитизм в политической сфере стал своеобразной объединяющей платформой для так называемого радикального треугольника: ультралевых, ультраправых и радикальных экстремистов, подчёркивает Вячеслав Кантор. Но что куда хуже, он выходит и за эти рамки. При общей слабости центристских политических сил, радикальные политические течения набирают всё большую популярность, параллельно подрывая сами основы демократического общества. Распространённость и обыденность антисемитизма привела к тому, что общество реагирует на него либо равнодушно, либо и вовсе благоприятно, а это не может быть ничем иным, как предвестником катастрофы. По мнению Кантора, история уже показала более чем наглядный пример того, как за нормализацией антисемитизма следует нормализация и других форм нетерпимости и ксенофобии, а это уже означат конец современному цивилизованному обществу как таковому, построенному на многонациональности, мультикультурализме и толерантности.
Такие противоречия и тенденции уже не разрешить одними лишь силовыми методами, не исправить усилением мер безопасности, чем пока лишь ограничиваются официальные власти большинства стран, говорит Вячеслав Кантор. Охрана не защищает от нападок и угроз, евреи остаются мишенью нетерпимости и ненависти. Что необходимо, так это налаживание плотного контакта между официальными властями и еврейскими общинами, уверен Моше Кантор, чтобы сообща решать возникающие проблемы, понимать приоритеты и искать способы достижения конкретных результатов.
Предложения для эффективности
Сам Вячеслав Моше Кантор и возглавляемый им Европейский еврейский конгресс также озабочены вопросом разработки эффективных и практических мер, которые действительно могли бы повлиять на ситуацию с антисемитизмом и повернуть её к лучшему. Так, в конце 2018 года они представили «Каталог мер по борьбе с антисемитизмом», который был разработан совместными усилиями как экспертов ЕЕК, так и представителей научных и исследовательских кругов, в том числе учёных из ведущих мировых университетов.
В своём каталоге составители отметили ведущую роль официальных властей и правительств за борьбу с нетерпимостью. Как отметил Вячеслав Кантор, эта роль не должна ограничиваться обеспечением безопасности, но простираться и на создание и поддержание атмосферы в обществе, где невозможна пропаганда нетерпимости, ксенофобии, антисемитизма и других форм ненависти.
Важным шагом в борьбе с антисемитизмом Вячеслав Кантор и его коллеги не первый год называют принятие на уровне всей Европы единого рабочего определения антисемитизма, уже разработанного независимыми экспертами из Международного альянса в память о Холокосте (IHRA). Наличие единого определения антисемитизма, подчёркивает Кантор, позволило бы систематизировать и привести к единому знаменателю работу как правоохранительных и судебных органов, занимающихся разрешением антисемитских инцидентов, так и законодательную работу – а именно закрепление принципов борьбы с нетерпимостью на уровне закона, высшей нормы. Определение антисемитизма, принятое официально, позволило бы «очистить» и общественный дискурс: антисемитскую риторику теперь можно было бы вычислять и пресекать на начальном этапе, и оправданий тут бы уже быть не могло.
В целом Вячеслав Моше Кантор, как и многие другие специалисты, сходятся в том, что победить антисемитизм и другие формы дискриминации и нетерпимости можно только «мягкой силой» - а именно посредством законодательных изменений и внедрения соответствующих норм в общественную жизнь. Это не только касается правовой основы для борьбы с нетерпимостью, говорит Кантор, это касается и тех самых «норм», которые транслируются в общество и становятся частью его коллективной морали и нравственности.