Светлана Максименко: «Владивосток всегда со мной, как внутренний пейзаж»
О русской душе, мечтах и вдохновении рассказала художница в интервью РИА VladNews.

Новая выставка, на этот раз в Лондоне, прошла у художницы, уроженки Владивостока Светланы Максименко. Как сейчас живется во Франции творцу с русской душой? Скучает ли она по Владивостоку? О чем мечтает художница? На эти и многие другие вопросы честно ответила талантливая героиня в интервью корреспонденту РИА VladNews.
Недавно во Франции прошла ваша выставка «Природа иллюзий». Как приняли ее зрители? Разглядели ли загадочную русскую душу?
- Честно говоря, «Природа иллюзий» прошла уже довольно давно, а недавно у меня была новая выставка в Лондоне «Breathing Substance of Art (Дышащая субстанция искусства)», совместно с Глебом Скубачевским. Это была уже другая серия работ, но в ней, как и в предыдущем проекте, я продолжаю исследовать границу между реальностью и иллюзией, между реальным и симулированным.
И ту, и другую выставку публика приняла тепло - в первую очередь благодаря ясному визуальному языку, без искусственной претенциозности. У меня поэтический, но при этом чётко структурированный визуальный стиль, который резонирует с теми, кто близко знаком с современной живописью - от Фрэнсис Бэкона и Герхарда Рихтера до Адриана Гени и Питера Доига.
Хотя эта новая серия «Переход» как раз уже гораздо более автономна, она идет от внутреннего поиска, я сознательно ухожу от прямых влияний, и именно эта независимость находит отклик у публики, следящей за развитием современного искусства и умеющей читать между строк.
Что касается «русской души», она, безусловно, считывается. В «Природе Иллюзий» - буквально, там были такие картины как «Девушка с петухом или Беларусь в красно-белых тонах», или «Мальчик в хохломе», названия уже говорят за себя. В новой серии «Переход» эти коды - глубже, тоньше, в них множество аллюзий на православную иконографию, больше скрытых культурных ритмов и параллелей. Хотя мой менталитет органично вплетен в мою эстетику, хочется верить, что мои работы универсальны. Хотелось бы, чтобы искусство соединяло, а не разделяло, обособляло. Оно должно касаться экзистенциальных тем, которые понятны любой культуре, и вызывать отклик у души любой национальности.
Как во Франции живется художнику? В бытовом, профессиональном плане легче, чем в России?
- Лично мне сейчас живется неплохо, хотя так было не всегда. У меня есть партнер, который помогает мне с бытом, тихий домик на природе, моя мастерская, любимая собака, в 7 минутах на поезде - центр Парижа. Словом, все, что вдохновляет человека на творчество.
В России художником я не была, поэтому не могу сравнивать. Однако, быть художником в любой точке мира - сложно. Конкуренция в Европе колоссальная. Например, на один опен колл - тысяча заявок и шансы что тебя выберут участвовать в престижной выставке или резиденции около 1-3%. При том что почти каждый из вылетевших претендентов будет профессионалом, с прекрасным художественным образованием, опытом, своим голосом, и сотнями отказов за плечами. Скорее всего, он не вел беззаботную киношную жизнь, размахивая кистью на фоне Эйфелевой башни и эффектно расхаживая в шарфе. Любая творческая профессия, будь то актер, музыкант, писатель, художник - одна из самых непростых в мире в плане признания и заработка.
Французская арт-сцена довольно специфична, стерильна, более чем прохладна к живописи (видимо, перенасытились ею в 19 веке), в отличие от того же Лондона, где до сих пор ценят и фигуративную живопись и экспрессионизм.
Мой опыт учёбы в Сорбонне, в школе Лувра, участия в выставках и общения с кураторами даёт преимущество, но с каждым шагом растут и ожидания - и зрителей, и твои собственные. Это постоянная эволюция и адаптация во всех планах, максимальная открытость всему.
Изменилось ли отношение к русским, русскому искусству во Франции за последние годы?
- Отношения к русскому искусству не изменилось, - оно продолжает вызывать уважение, восторг, неподдельный интерес у каждого интеллигентного человека. Люди, которые посещают такие выставки, читают и Достоевского, и Солженицына, знают Бродского, разбираются в русской философии, ортодоксальной иконописи, знают редких художников, о которых даже мы забыли. Я ни разу не встречала француза, который обесценил бы искусство по национальному признаку.
Да, был период острого напряжения в начале конфликта на Украине. Тогда, например, мой банк потребовал доказательства моего французского гражданства после 13 лет сотрудничества, иначе они закроют счет. У знакомых были большие сложности из-за гражданства и с жильем, и с документами, кого-то даже отстраняли от учебы и работы, отменяли выступления, но в последнее время эта волна гнева улеглась. Сейчас люди, скорее, стремятся понять, что стоит за теми процессами, что происходят в России, в мире, они открыты к более развернутой картине, к многоплановому анализу.
Над чем сейчас работаете? О чем мечтаете?
- Прямо сегодня я работала над военным портретом для человека из посольства.
А в общем, продолжаю серию Переход, в которой исследую трансформацию идентичности под влиянием искусственного интеллекта, философию симулякров и хрупкость подлинного в мире симулированного. Это визуальное размышление о современном человеке и состоянии большого перехода, в котором, по моим ощущениям, находится человечество.
Хочу найти время для работы над автобиографической книгой с элементами абсурдизма, которые будут отражать подсознательные процессы, проходящие сквозь разные периоды моей жизни.
Я также создаю иллюстрации, участвую в коллаборациях с современными художниками и писателями, изучаю дизайн, пишу стихи, веду блоги, преподаю живопись и современное искусство. Все эти практики объединяет мой интерес к структурам, которые формируют нас как личностей: от иконографии до психики.
Раньше, как и многие художники, я мечтала о галерее Гагосяна и Венецианской биеннале, - чтобы мои концепции, мое видение признали на самом высоком уровне. Сейчас моим ориентиром стало добиться такого уровня правды в своих картинах, чтобы самой мне они нравились, а я все более требовательный зритель. Мечтаю вдохновлять людей на большую аутентичность, саморефлексию. Мечтаю о мире, в котором люди становятся чуть добрее и осознаннее.
Скучаете ли вы по Владивостоку? Где во Владивостоке вы искали вдохновение?
- Владивосток всегда со мной, как внутренний пейзаж. Скучаю по семье, по друзьям, по креветкам на набережной, по каким-то состояниям из детства, но больше всего - по запаху водорослей. Я как-то приехала в Мон-Сен-Мишель и почувствовала там этот запах характерный, радовалась как ребенок.
Вдохновение всегда было у моря. Была такая закрытая часть пляжа возле гостиницы длинной, кажется, Амурский залив, там бетонные плиты сбоку и шум от волн, которые о них бьются, и никогда никого не было. Я могла там сидеть часами, писать, рисовать в блокноте, мелодии даже сочинять и напевать.
А море так и осталось со мной. Вода в каждой серии, почти в каждой картине. В Переходе море - один из ключевых символов. Глубинное бессознательное, символ вечных перемен, подводных течений, простоты и одновременно огромной внутренней сложности.
Чем занимаетесь в свободное время?
- У меня нет свободного времени или у меня все время - свободное. Когда ты художник и предприниматель, ты строишь строгую дисциплину, и даже когда время свободное, как выходные, например, ты привыкаешь его использовать на свои профессиональные нужды - встречаешься с художниками, ходишь по музеям, наполняешься впечатлениями, которые потом станут твоим искусством. Еще я увлекаюсь экзистенциальным психоанализом, телесной терапией, читаю, веду блог, к морю люблю ездить, от нас в 2х часах Ла-Манш в Нормандии, холодно, правда, не искупаться, гуляю по Парижу, живу свою нормальную человеческую жизнь.
Как и где вы видите себя лет через десять?
-Творческий путь непредсказуем. Я открыта разным вариантам будущего, и я могу оказаться где угодно. Через 10 лет я точно вижу себя осознанным человеком, профессиональным, концептуально и технически зрелым художником, вдохновляющим других. Возможно, моя ниша будет включать и живопись, и литературу, и дизайн, и психологию, и помощь людям. Я преподавала живопись и современное искусство 7 лет после Сорбонны, и выяснила, что живопись и психика неразрывно связаны. И я пытаюсь что-то с этим откровением делать. Мне хотелось бы создавать новое, то, чего до меня не было. И с этим новым быть востребованной.
Какими качествами нужно обладать, чтобы стать художником?
- Я считаю, что с художественной организацией уже рождаются, я в детсаду больше всего любила сидеть одна в уголке и лепить из пластилина. И такие люди просто не могут заниматься ничем другим. Настолько сильна эта внутренняя потребность перерабатывать мир через себя и делиться этим.
Плюс, колоссальная психическая энергия. Чтобы работать без признания, без опор, без гарантий, иногда годами. Это путь, который для кого-то может быть довольно одиноким, трудным и даже грустным, но в нем есть один неоспоримый плюс, - ты проживаешь свою собственную жизнь, свои ценности, тебе всегда интересно, у тебя есть прямая связь с миром и с собой, и та самая свобода идти туда куда тебе надо.
На какой вопрос вам бы очень хотелось ответить, но противные журналисты его так и не задают?
- Наверное, мне бы хотелось, чтобы больше спрашивали про внутреннюю работу над концепцией. Про те смыслы, к которым ты идёшь так долго и кропотливо. Потому что за каждой картиной стоит не только образ, но и огромное количество размышлений, поисков, наблюдений, сомнений. Если бы зритель знал, сколько всего происходит до появления самой картинки, возможно, он смотрел бы на искусство внимательнее и ценил бы его больше. Хотя я спокойно отношусь к отсутствию каких бы то ни было вопросов, они всегда приходят в свое время.
Дайте совет молодым людям, которые только мечтают стать художником. Важно ли признание зрителей или важнее самовыражение?
- Спросите себя, зачем вам это надо, что конкретно вы хотите пережить? Потому что быть художником - это не про уметь рисовать. Это способ существовать в мире.
И самовыражение, и признание одинаково важны. Мы не живём в вакууме. Художник не может творить в пустоту, ему нужно отражение, диалог, контакт. Не надо уходить в крайности или излишне романтизировать: если вы создаёте только ради признания или денег, вы точно потеряете себя; если только ради самовыражения, рискуете превратиться в городского сумасшедшего и делать нерелевантное и неактуальное искусство. Просто живите, наблюдайте, учитесь, экспериментируйте, ошибайтесь и будьте максимально честны с собой на каждом шаге вашего пути, доверяйте ему.
Что касается практических советов, читайте тех, кто уже прошёл весь путь - Магнуса Реша, Джерри Зальца, Рика Рубина. Чем быстрее вы выйдете из иллюзий - тем больше у вас будет шансов на успех.
И несколько слов вашим соотечественникам – жителям Приморья.
- Вы живёте в потрясающем месте. Владивосток - не просто город, а состояние. Цените море, которое вас окружает, свежие морепродукты, свободу, отзывчивых людей, запахи, тишину, неспешность. То, что у вас уже есть, - редкая роскошь, наслаждайтесь каждым моментом вашей жизни. Я очень горжусь быть частью этого города и представлять соотечественников на международной сцене. Всё, что я делаю, берет начало из этого порта, в котором я выросла. И если моё искусство когда-нибудь вдохновит кого-то из вас не бояться быть собой - значит, я всё делаю правильно.