Цыганский джаз во Владивостоке

Уникальный приморский коллектив способен стать триумфатором серьезных фестивалей, и держать в восторге любую публику

ba1968b0294f5f640b3007071e6706ef59fb33eb.jpeg

На XIII Международном джазовом фестивале, прошедшем в столице Приморья в 2016 году, сорвал шквал аплодисментов и завоевал приз зрительских симпатий сводный коллектив музыкантов из Санкт-Петербурга, Уссурийска, Владивостока и села Утесного с иностранным названием Jazz Acoustic Project, культивирующий диковинный для наших мест стиль джаз-мануш, или цыганский джаз. Эта победа дала возможность группе выступить соло на сцене Приморской краевой филармонии в мае 2018 года, а также сыграть на XIV Международном джазовом фестивале, где наши музыканты вновь стали призерами. О том, как появился на свет Jazz Acoustic Project (JAP, «Акустический джазовый проект»), о его участниках и своих пристрастиях корреспонденту «В» рассказал гитарист Антон Мамонтов, сообщает РИА VladNews.

Джаз-мануш пошел на ура

Рождение JAP – дело случая. С будущим соло-гитаристом проекта Александром Дьяченко Антон познакомился на владивостокском Арбате. Парень развлекал прохожих игрой на гитаре под открытым небом. Мамонтова впечатлило мастерство уличного музыканта, как выяснилось, выпускника Санкт-Петербургской академии культуры и искусства по специальности «джазовая гитара». Они разговорились, и уже через несколько дней у Александра был аншлаговый бенефис в Уссурийске, в баре «Университет».

Послушать гастролера пришел еще один будущий участник коллектива басист и вокалист Сергей Кабанов. На тот момент он играл в уссурийской группе «Дежавю».

Так сформировался костяк JAP. Но до стабильного состава еще было далеко: Дьяченко прилетал во Владивосток на пару месяцев помузицировать с друзьями и возвращался в город на Неве преподавать музыку.

– Идея создания коллектива, где бы Кабанов играл на контрабасе, а мы с Александром на гитарах в стиле джипси-джаз, принадлежит Дьяченко, – говорит Антон Мамонтов. – В этом же стиле играл гитарист Джанго Рейнхардт. Александр эту идею нам буквально вбивал в голову даже на расстоянии, по скайпу. Четвертым в проекте стал саксофонист и кларнетист с академическим образованием Павел Авдющенко, руководитель и дирижер оркестра Уссурийского суворовского училища. В очередной прилет Александра мы полмесяца репетировали и дали два концерта в моем родном Уссурийске. Наша музыка, которую мы называем «цыганщиной», пошла на ура. До нас никто джаз-мануш (jazz-manouche) в Приморье не играл. Воодушевившись, ради интереса мы решили участвовать в джазовом фестивале.

Оглядываясь на события четырехлетней давности, можно сказать, что «Акустический джазовый проект» стал открытием XIII Международного музыкального форума, не потерявшись на фоне многих именитых коллег. Зрители и жюри фестиваля отмечали слаженность и профессиональную игру музыкантов JAP, особенно четкий, отточенный звук, когда слышна фраза каждого инструмента.

Хорошо – это не всегда громко

По словам Антона Мамонтова, прозрачное звучание у JAP появилось благодаря коллекционированию джазовых пластинок, которым он заболел около пяти лет назад, когда купил пластинку с записью трубача Майлза Дэвиса. С той поры он сам подсел на винил и контрабасиста Кабанова заразил этим же хобби.

– Благодаря винилу Сергей стал чувствовать характер звука и начал работать над звукоизвлечением из своего инструмента. Слушая записи известных контрабасистов – Пола Чемберса, Скотта Лафаро и других, он изучает игру профессионалов, их фразы, снимает соло. Когда люди начинают ориентироваться на какую-то высоту, это уже рост, – рассуждает Антон.

Он снова и снова повторяет, что пластинки – это очень хорошая вещь в плане понимания звука.

– Когда проект только сформировался, понимание звука, наверное, было только у меня. Контрабасист не понимал, как должен здесь звучать контрабас. Я ему подкрутил частоты, убрал гудящий низ, чуть добавил середины, и появился резкий, четкий, продирающий звук. Появилась плотность, бас перестал фонить, как шифоньер. Гитарист играл по всем шести струнам, заглушая остальных музыкантов. Но, когда он оставил средние и верхние частоты, появились прозрачные верха, и гитара стала классной, джазовой, тягучей. У меня осталась только ритмическая середина, у кларнетиста и клавишника – верха. Когда мы все отстроили и зазвучали по-другому, все признали: «Настройка по звуку – это очень важно». Винил показал нам, какой звук должен быть в зале, какой на сцене и как мы должны друг друга слышать. У нас появилась культура звука.

У JAP были концерты, когда звук было сложно отстроить из-за особенностей помещения, например, если там бетонный пол или кафельная плитка на стенах. Но музыканты всегда находили выход, потому что понимали, как должна звучать группа, какой должен быть звук у каждого инструмента в отдельности и при совместной игре.

Сегодня JAP – это коллектив единомышленников, где не приветствуется громкая игра какого-нибудь инструмента. Громко – это не всегда хорошо: появляются лишние звуки, перехлест частот и, как следствие, грязь. К примеру, если на концерте у скрипача скрипка по какой-то причине окажется настроенной тише, то остальные музыканты автоматически, без настроек, тоже приглушают звук.

– И это классно! Когда выходит какой-то солист, то при такой слаженной игре он взлетает вверх, он звучит. Выходит второй солист, он уже играет потише, мы падаем вниз, а он остается на таком же супернизком уровне. От такой игры – кайф. Это динамика, это уже небольшие грани профессионализма. И все это благодаря пластинкам, – в очередной раз подчеркивает Мамонтов.

На десерт выпускаем Серегу

После триумфа на джазовых фестивалях и сольного концерта в филармонии JAP стал нарасхват. Коллектив приглашали играть на Восточном экономическом форуме, на слете юристов, на конференции рыбопромышленных предприятий и других ответственных мероприятиях. Зовут их и в казино, и на крутые свадьбы и дни рождения местных нуворишей и больших чиновников. Потому что под свинг 30-40-х годов в исполнении Jazz Acoustic Project публика может спокойно разговаривать, веселиться, даже танцевать. Эта музыка не грузит, она о хорошем, о любви и добре. На празднике одной крупной компании JAP выступал перед группой «Ума Турман». Это была серьезная конкуренция, но наши музыканты сыграли на уровне столичных гастролеров. Хозяева и гости мероприятия остались довольны.

Выступал JAP и в Находке, в огромном ресторане. По словам Мамонтова, антрепренеры там очень ответственно подошли к рекламе концертов. Они украсили огромные билборды вдоль дороги яркими афишами: «Приезжают лауреаты международных джазовых фестивалей». Такой прием поднимал настроение коллектива и статус JAP в глазах зрителей. Ездили также в Спасск. В этом году там тоже был запланирован концерт, но помешал коронавирус.

– Нас везде принимают на ура. Особенно нашего контрабасиста Сергея, похожего на кота Базилио. Его внешность очень привлекает женщин. В группе играют и поют все, но женские взгляды всегда падают на него. Сергей исполняет всего две песни, но после них можно уходить со сцены. Потому что все женщины его. В Находке после концерта девушки стояли в очереди, чтобы сфотографироваться с ним и его контрабасом, давали ему номера своих телефонов. Это выглядело весело. Мы уже полчаса как собираем аппаратуру, а Серега все фотографируется со зрителями. Нам пора уезжать, а народ его не отпускает, – смеется Антон.

В репертуаре JAP – джаз-мануш, джазовые стандарты в оригинальной аранжировке, авторские произведения и песни, разумеется, на английском, родном языке джаза. Хотя на заказных выступлениях к музыкантам иногда подходят люди и просят спеть на русском.

– Подобное может быть, когда на концерт приходит неподготовленная публика. Хотя нас могут попросить сыграть что-нибудь для именинника. Если это женщина, то выпускаем Серегу. Он поет свое коронное – Стинга, и все женщины довольны, – говорит Мамонтов.

За четыре года существования JAP в коллективе переиграло много музыкантов, но костяк остается неизменным плюс барабанщик Никита Гришин. Случается, парням предлагают выступить в урезанном варианте, втроем, но они отказываются: рано еще.

– Мы не трио Била Эванса или Кенни Дрю. Записать втроем хорошую пластинку из восьми композиций – это одно. Держать публику два часа в восторге – это другое. Чтобы удивлять зрителей два часа, отвлекая от еды и выпивки, надо очень постараться. Для Владивостока мы играем очень хорошо, но для выступления на мировом уровне еще не готовы. Мы даем людям то, что они хотят услышать в данный момент, – признается Антон.

Подготовлено в рамках проекта «Культурные люди».

Сергей КОЖИН, газета "Владивоосток"

Другие материалы рубрики "Общество"
8006810352699aa2fc3878090c258c9c95a5e98c.jpeg

Литературу и химию сдают на 100 баллов школьники Владивостока

По истории 30 участников экзамена показали результаты от 80 баллов

ad42cf24099afd840fc3fc4063ed6bc8801ecfbb.jpeg

При выборе подержанного авто важно тщательно осмотреть кузов

Средняя стоимость такой машины составляет около 900 000 рублей

5fe6f28472597947d114341a5f38cc650d03dd55.jpeg

Какая погода будет на выходных в Приморье: прогноз

Днем в субботу дожди возможны только на севере края