В Приморье состоялась первая после пандемии премьера масштабного балета
Балет «Тысяча и одна ночь» по мотивам восточных сказок зрители впервые увидели на приморской сцене Мариинского театра
Премьерный балет «Тысяча и одна ночь» откроет 8-й сезон на приморской сцене Мариинского театра и V Международный Дальневосточный фестиваль «Мариинский». Специально для труппы Приморской сцены была создана новая редакция балета, сообщает корреспондент РИА VladNew.
Впервые балет по мотивам знаменитых арабских сказок был поставлен в Баку в 1979 году в Азербайджанском театре оперы и балета. Музыку к нему написал национальная гордость республики Фикрет Амиров.
«Я хочу, чтобы азербайджанская музыка звучала во всём мире. Я стремился глубоко проникнуть в музыкальную культуру арабского народа, его пластику и красоту музыкальных обрядов. Изучал исторические и культурные памятники. Это вдохновило меня на создание балета, который задумывался как гимн женщине, её мудрости и духовной красоте», – рассказывал о создании балета азербайджанский композитор, автор музыки к балету «Тысяча и одна ночь» Фикрет Амиров.
Композитор посвятил балет своей любимой жене и написал на титульном листе партитуры – «Подруге жизни Аиде».
Либретто для спектакля создали хореограф Наиля Назирова и знаменитые литераторы, братья Ибрагимбековы – Рустам, будущий соавтор оскороносных фильмов Никиты Михалкова, и Максуд, писатель, сценарист и режиссёр.
В основе сюжета лежат произведения: «Рассказ о царе Шахрияре и его брате», «Синдбад-мореход и птица Рухх», «Аладдин и волшебная лампа», «Али-Баба и сорок разбойников» из памятника средневековой арабской и персидской литературы – «Книга тысячи и одной ночи».
Подготовку балета начали еще в конце февраля-начале марта этого года, премьера была назначена на 22 мая. Однако из-за сложившейся эпидемиологической ситуации, труппа и постановочная команда вынуждены были остановить процесс. С разрешения правительства Приморского края репетиции были возобновлены, но с условием соблюдения всех санитарных правил.
«Это первая в мире премьера сюжетного масштабного балета после пандемии. Этот балет делался очень необычно, фрагментарно: сначала репетировали сцены, где вовлечены только ведущие артисты, затем приступили к репетиции сцен, где задействовано небольшое количество народу, и только потом, когда были сняты частичные ограничения, прошли общие репетиции. Спектакль мы собирали не совсем обычно, как это делается, но он, слава Богу, собрался наилучшим образом», – отметил главный балетмейстер Приморской сцены Мариинского театр Эльдар Алиев.
Эльдар Алиев также рассказал, в чем особенность балета.
«Когда я первый раз ставил этот спектакль в США, (как мы знаем, там публика менее балетная, чем в России – традиций таких нет), после представления ко мне подошли некоторые из зрителей и сказали, что это должен быть первый балет для того, кто никогда его не видел, чтобы влюбиться в этот вид искусства», – поделился маэстро.
Главный художник-постановщик приморской сцены Мариинского театра провёл много времени в Санкт-Петербурге, где изготавливались многие декорации и костюмы для спектакля.
«Мы создали интересные текстуры, подвижные орнаменты, спектакль наполнен множеством цветовых эффектов, красочными костюмами, что очень уместно для восточных сказок», – рассказал Пётр Окунев.
В качестве дирижёра на премьерные спектакли был приглашен заслуженный артист Республики Азербайджан, лауреат Президентской премии и международных конкурсов, главный дирижер и музыкальный руководитель Азербайджанского Государственного академического театра оперы и балета Эйюб Кулиев.
«Этот балет очень дорог мне, именно с него я начинал свою карьеру. К тому же моего отца и Фикрета Амирова связывали теплые дружеские отношения. Он часто рассказывал о его встрече с автором музыки и о том, как создавался балет. Фикрет Амиров посвятил свой последний шедевр горячо любимой жене, которая поддерживала его на протяжении всей жизни. По истории музыки мы знаем: что было написано для любимого человека – это самое лучшее, что создавал композитор» – поделился главный дирижёр.
Вместе с Эйюбом Кулиевым во Владивосток прибыл и репетировал с оркестром приморской сцены Мариинского театра азербайджанский тарист Рамин Азимов.
«Когда меня приглашали во Владивосток, то попросили привезти с собой национальный азербайджанский музыкальный инструмент – тар. Звуки этого инструмента – неотъемлемая часть музыки балета, которые придают постановке особый колорит и восточную атмосферу. Я также привез своего тариста, который будет играть на премьерных спектаклях. Сам инструмент мы оставим в качестве подарка вашему театру», – добавил Эйюб Кулиев.
Эйюб Кулиев поделился, что ему было легко работать с оркестром Приморской сцены Мариинского театра и с женским хором, который также участвует в постановке.
Ведущие артисты труппы рассказали о том, как они готовились к премьере и что значат для них собственные роли в театре.
«Из-за сложившейся ситуацией с пандемией, у нас было много времени для репетиций, но мы очень соскучились по зрителям и сейчас морально тяжело выходить на сцену при полном зале, мы, конечно, от этого отвыкли» - рассказала ведущая солистка Приморской сцены Мариинского театра Анна Самострелова.
«Нам дали уникальную возможность выступить в национальном балете. Это партия очень близка мне, не составило труда понять замысел хореографа, так как, услышав музыку и увидев эти красочные декорации и костюмы, довольно легко поймать нужное настроение и передать зрителям эмоции наших героев», – поделился солист балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра Сергей Уманец.
Напомним, чтобы не допустить заражение зрителей коронавирусной инфекцией, руководство совместно с Роспотребнадзором прияло решение о шахматной рассадке зрителей. Это значительно уменьшит заполняемость зала: занято зрителями будет только 58% мест. Как добавило руководство, эти меры позволят минимизировать риски распространения COVID-19. Также обязательным условием остаётся ношение маски, дезинфекция рук с помощью санитайзеров, расставленных на всей территории театра, измерение температуры на входе и соблюдения социальной дистанции.
Руководство также сообщило, что билеты на ближайшие дни премьеры уже полностью распроданы.
Подготовлено в рамках проекта «Культурные люди».