Уникальная культура и самобытность: что скрывает история удэгейцев
История удэгейского народа уходит в седую древность
Удэгейцы – один из коренных и малочисленных народов России проживает на территории национального парка «Бикин». Ознакомиться с уникальной культурой и самобытным образом жизни удэгейцев можно, посетив село Красный Яр, расположенное на левом берегу Бикина, у западной границы национального парка, сообщае Приморье 24.
История удэгейского народа уходит в седую древность. Когда-то их земли входили в Золотую империю чжурчжэней. Предки удэгейцев в те времена жили по всему Приморью: от нынешнего Владивостока до Хабаровска. Но около 700 лет назад в Золотую империю вторглись завоеватели – монголы.
Скрываясь от монголов, удэгейцы стали кочевать с места на место, как в древности делали их деды. Так с тех пор и повелось. Они питались мясом и рыбой, занимались рыбной ловлей и охотой. На шестах ходили по таежным рекам. Где много рыбы, там и остановятся, где есть зверь, там и живут.
Способы охоты у удэгейцев разнообразны по сей день, и охотники владеют ими в совершенстве. По оставленным на стволе дерева царапинам, по вмятинам на траве, отпечаткам следов на земле и даже запаху окружающей местности удэгейцы узнают присутствие животного, его возраст, пол и направление движения, быстро сориентируются, где и в каком месте можно выйти ему навстречу. Удэгейцы охотятся круглый год.
Как и прежде современные удэгейцы передвигаются по горным рекам и осуществляют добычу рыбы на лодках-долбленках (оморочках или батах), управляя ими шестами. Добывают на Бикине тайменя, ленка, щуку, хариуса и другие виды рыб традиционными для удэгейца способами: острогами, крючковыми снастями, ловушками и удочками. Раньше из кожи рыб шилась одежда: халаты из рыбьей кожи надежно защищали от дождя, а обувь не промокала и являлась народным аналогом резиновых сапог. Сейчас из рыбьей кожи жители Красного Яра изготавливают в основном миниатюрную одежду на сувениры.
Вся одежда у мужчин и женщин по покрою почти одинаковая. В прошлом традиционная одежда коренных малочисленных народов с ее вышивками и украшениями служила своеобразным паспортом. По украшениям можно было определить не только национальность, но и принадлежность к тому или иному роду.
Для пошива халата и штанов помимо рыбьей кожи использовали шкуры зверей, сукно и другие ткани. Халаты подпоясывали узким ремешком, на который вешали маленькую сумочку, в которую клали спички, огниво, трут и камень, иголки и нитки из сухожилий, а также ножи.
Мужчины-удэгейцы заплетали волосы в две косы, из которой каждую складывали в два-три раза и обматывали красным шнурком.
У женщин, чтобы косы не спадали вперед, на затылке их укрепляли специальной повязкой, расшитой бусами и украшенной блесками.
Основой религиозного мировоззрения удэгейцев было анимистическое представление о природе, суть которого заключалась в том, что вся природа живая, а её многочисленные обитатели – люди, птицы, животные, пресмыкающиеся, насекомые, растения – имеют душу.
Верования удэгейцев, связанные с промысловым обрядом, находятся в неразрывном единстве с почитанием таких животных как медведь и тигр. Удэгейцы искренне верили, что их далекие предки своим происхождением обязаны животным, поэтому они поклонялись своим тотемам, надеясь на их покровительство и помощь. Особенно подробно повествуется в легендах о происхождении человека от медведя. По воззрениям удэгейцев, человек изредка должен общаться с духом предка – медведем посредством приглашения его в гости, т.е. убиения и поедания его мяса.
Кроме медведя, у удэгейцев большим почитанием пользовался тигр («кути мафа»). Его считали почетным сородичем, «человеком» другого рода, поэтому убивать тигра и есть его мясо запрещалось. Однако, если зверь нападал на охотника и тот его убивал, то в этом случае греха не было. Удэгейцы при вынужденном убийстве тигра хоронили мертвого зверя, как человека, выставляя по сторонам могилы–сруба два кола со стружками: свидетельство того, что это место запретно.
Посредником между людьми и хозяевами Природы выступал шаман. Стать шаманом мог не каждый человек, а только тот, кто обладал гипнотическими способностями. Шаманский дар передавался по наследству из поколения в поколение.
Культура удэгейцев чрезвычайно богата. Это и фольклор (исторические рассказы, предания, мифы, сказки и другие жанры), изобразительное искусство (узоры, орнамент, сюжетный рисунок), декоративно-прикладное творчество.
Узором и орнаментом украшались бытовые предметы, орудия труда, принадлежности культа. Широкое развитие получило женское искусство вышивки узоров и орнаментов на цветных тканях, рыбьей коже и замше, тиснение на бересте. Мужское искусство связывается с обработкой твердых материалов – дерева, кости, металла. Удэгейские мастера создавали ритуальные скульптуры больших и малых форм (фигурки тигра, собаки, человека, птицы и др.), украшали резьбой предметы материального быта (столики для еды и разделки мяса и рыбы, поварешки, кроильные доски, палки для накомарников), рукоятки орудий труда (шилья, перемычки в оморочках, весла и др.). Всем этим удэгейцы в Красном Яре могут похвастать до сих пор.
Напомним, в Приморском крае реализуется государственная программа Приморского края «Безопасный край» на 2020-2027 годы, которая предусматривает реализацию мероприятий, направленных на профилактику терроризма и экстремизма.