Мошенничество с банковскими картами – новые виды и способы в 2021 году
«Ошибочные» переводы – распространённая схема воровства денег с карт
Как Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у граждан, так и современные мошенники, последователи сына лейтенанта Шмидта, не стоят на месте. Махинации с банковскими картами выходят на новый уровень. ЦБ РФ приводит неутешительные цифры – за первые 6 месяцев прошлого года со счетов украдено 4 млрд руб., а за 2019 год – 6,5 млрд руб. При этом вернули владельцам только 15% – чуть меньше 1 млрд руб. Рассказываем, как не стать жертвой мошенников.
Перевод денег «по ошибке»«Ошибочные» переводы – распространённая схема воровства денег с карт. Владельцу пластика приходят сообщения на телефон якобы от банка, где указано, что на счет поступила определенная сумма. Потом звонит человек и просит вернуть деньги – он перевел их по ошибке. Иногда просят сделать обратный перевод на телефон или другую карту. Владелец карты так и поступает, не подозревая, что поступлений не было, и он перевел злоумышленникам собственные деньги.
«Ошибочный» перевод может прийти и на дебетовую, и на кредитную карту. Поэтому еще при оформлении внимательно выбирайте надёжный банк на Выберу.ру, чтобы обезопасить свои сбережения.
Появились и новые нюансы такой схемы. Деньги действительно могут быть отправлены мошенником. Владелец карты видит перевод и отправляет его назад. За несколько минут до этого, пока не наступил момент невозврата, мошенник звонит в банк, отменяет свой перевод и получает две суммы – свою и жертвы.
Фото: pixabay.com
Что делать? Не переводить деньги до выяснения обстоятельств. Найти телефон горячей линии банка – он есть на сайте. Позвонить и обрисовать сотруднику ситуацию. Уточнить, действительно ли на счёт приходила такая сумма, выяснить, от кого она пришла. Вернуть деньги, если человек действительно ошибся.
Добровольно-принудительная кража данныхЧаще всего жертвы сами отдают данные своих карт в руки злоумышленников. Почти 2/3 всех краж происходят с участием владельца карты. Чтобы списать деньги, нужно иметь CVV/CVC-код, логин и пароль от банкинга и одноразовый код, который приходит на телефон.
Ситуаций, когда клиент банка самостоятельно отдаёт эти данные, много:
якобы сотрудники банка предлагают подключить к вашей карте кредитную линию, овердрафт; вы выиграли денежный приз, а для его получения нужны данные карты; вам хотят сделать возврат оплаты на карту.Что делать? Никогда не сообщать «пароли и явки». CVV/CVC-код должен знать только владелец карты, как и пароль от банкинга. Никому не сообщайте код, который приходит на телефон.
Воровство денег на досках объявленийВ 2020 году стала активно распространяться новая схема мошенничества, которую злоумышленники в основном практикуют на площадке Авито и ей подобным. Деньги с карты снимают так:
лица, не имеющие отношения к продавцу, от его имени требуют от потенциального покупателя предоплату; после перевода суммы мошенники уходят в тень; когда в течение нескольких дней товар не приходит, покупатель начинает требовать аванс назад у продавца; продавец не получал предоплату, поэтому деньги не возвращает.Иногда просят не аванс, а полную стоимость товара + оплату доставки. Покупатель может потерять внушительную сумму, а найти «липового» продавца очень сложно.
Что делать? Покупайте наложенным платежом, просите продавца подтвердить, что у него действительно есть товар, попросив несколько дополнительных фото, ведите переговоры через Skype или другие мессенджеры и не переводите деньги на телефон.
Если часто покупаете в интернете, заведите отдельную карту, например кредитку, и установите по ней небольшой лимит, рассчитанный только на оплату покупок. Выбрать выгодную кредитную карту можно на Выберу.ру.
«Вас беспокоит служба безопасности Сбербанка»Этот метод кражи денег с карт уже стал притчей во языцах. Сейчас мошенники не только представляются сотрудниками известных банков, но и научились подменять номера телефонов. Во время звонка держатель карты видит номер, который совпадает с номером банка.
Суть мошенничества – злоумышленник сообщает, что со счета жертвы были списаны деньги, нужна проверка легальности перевода. Чтобы приостановить списание, клиенту предлагают перевести деньги на какой-то особый «страховой» счет. Всё это делается под видом помощи клиенту. На самом деле, так злоумышленник получает все нужные ему данные и списывает средства.
Что делать? Даже если вы видите на экране телефона номер горячей линии банка, не поленитесь самостоятельно перезвонить. На этом этапе часто выясняется, что никаких переводов и вообще каких-либо действий по карте клиента не было. И помните, настоящий сотрудник банка не будет запрашивать номер карты или код подтверждения.
Мошенничество с QR-кодамиНабирает обороты новый вид снятия денег с карт при помощи QR-кодов – кьюшинг. Суть его в том, что держатель карты сканирует QR код, переходит на сайт и неосознанно передает свои данные мошенникам. Это своего рода фишинговая схема, основанная на вредоносных URL-адресах. На «липовом» сайте пользователю предлагают ввести личную информацию, номера и другие данные карты, после чего деньги с нее списывают.
Что делать? Отличить настоящий QR-код от поддельного очень сложно. Чтобы обезопасить себя при оплате товаров и услуг с мобильного, внимательно изучайте ссылку, по которой переходите. Проверьте защиту соединения, прежде чем вводить логин и пароль. В https последняя буква «s» обозначает безопасное соединение.
Не открывайте даже те ссылки, которые приходят от друзей, близких и знакомых – их аккаунты тоже могут взломать и отправлять сообщения от их имени. Это же касается и официальных организаций, например банков или налоговой службы. И главное – не кликайте по ссылке, а вводите адрес вручную в новом окне.
И напоследок – при любых подозрительных операциях с картой звоните в банк, никому не сообщайте личные данные, не выкладывайте их в соцсетях, не пересылайте в мессенджерах.