Без личных встреч: повлияет ли третья волна на выборы в Приморье?

Политологи — об аспектах избирательной кампании в пандемию

b056d59c466f6d3cdef3b424586ac401824b68bc.jpeg

Пандемия COVID-19 наложила отпечаток на многие сферы жизни общества, и политика – не исключение. В активную фазу избирательной кампании по выборам депутатов Госдумы страна вступает на фоне роста заболеваемости и ужесточения антиковидных ограничений. Эксперты считают, что в этой ситуации кандидатам придется пересматривать подходы к ведению предвыборной борьбы.

Регионы России усиливают ограничения в связи с ростом заболеваемости коронавирусной инфекцией. Цель – снизить частоту контактов между людьми. Учитывая, что это происходит во время избирательной кампании, на первый план выходят не личные встречи, а активность кандидатов в СМИ и социальных сетях.

Кто раньше начал, тот и лидер

- COVID-19 оказывал бы влияние на предвыборную повестку, даже если бы сейчас не было подъема заболеваемости. Все меры, принимаемые властями для борьбы с пандемией, транслируются на отношение к кандидатам и партиям. Настроения людей накануне выборов будут зависеть от того, насколько успешно регионы справятся с очередной волной пандемии, — уверен политолог, кандидат политических наук Виктор Бурлаков.

Стоит отметить, что и в первую, и во вторую волны коронавируса представители практически всех политических сил заявляли о необходимости увеличить финансирование медицины, а также предусмотреть дополнительные меры поддержки для бизнеса и граждан. Инфоповодом становились и визиты депутатов и общественников в больницы с раздачей медикам средств индивидуальной защиты, продуктов питания и одежды. Судя по всему, эти методы будут востребованы и нынешним летом, поскольку число заболевших «короной» и госпитализированных снова идет в рост.

- Осложнение эпидемиологической ситуации снова делает актуальной тему социального волонтерства, которая уже присутствует в повестке ряда партий. Если говорить об организационной стороне кампании, то здесь некоторая фора есть у действующих депутатов, уже имеющих хорошую узнаваемость и сеть сторонников для работы на территории. Для новичков антиковидные ограничения, скорее всего, станут определенным препятствием в коммуникации с избирателями, — рассуждает политолог Сергей Гребенюк.

Проживающий в Москве руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев считает, что в условиях третьей волны пандемии определенное преимущество имеют кандидаты, обозначившие свои амбиции еще до официального старта избирательной кампании.  

«Третья волна пандемии, приведшая к очередному «закручиванию гаек» в столице, работает на тех будущих кандидатов в ГД, кто стартовал раньше других и уже заработал узнаваемость в округе. Если мягкий локдаун, направленный, в первую очередь, на заботу о пожилых людях, которым не стоит где-либо собираться группами, протянется до самих выборов, то кандидаты «лояльного» пула, работающие с февраля, с большой вероятностью избавляются от конкурентов, которые уже не смогут напрямую общаться с избирателями. У оппонентов останутся всего четыре формы предвыборной активности: соцсети, колл-центры, наглядная агитация и немногие заявившиеся на выборы СМИ. Личные встречи отпадают», — написал Калачев на своей странице в соцсети Facebook (12+).

Всех не заблокируют

По мнению экспертов, в условиях сокращения возможностей для личного общения кандидатов с избирателями закономерно растет роль СМИ и социальных сетей как средства агитации. Неслучайно федеральные законодатели еще зимой сыграли на опережение, регламентировав правила агитации в интернете. Об этом моменте в ходе недавнего Дальневосточного медиасаммита упомянул заместитель председателя Избирательной комиссии Приморского края Роман Охотников.      

- Государственная дума приняла изменения в федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав». Впервые за долгое время появились ориентиры по контролю за агитацией в интернете. Раньше особый режим размещения материалов в рамках избирательной кампании имел место только на телевидении, в печатных и сетевых изданиях, — отметил зампред ИК ПК.

Нововведения в законодательстве дают избиркомам регионов право обращаться в Роскомнадзор по поводу материалов, которые размещены в интернете с нарушением закона. Именно РКН принимает меры реагирования по отношению к тем площадкам, на которых размещена незаконная агитация. Впрочем, отвечая на уточняющий вопрос корреспондента «В», Роман Охотников выразил мнение, что новые нормы в первую очередь коснутся интернет-сайтов, а не набирающих популярность месседжеров – например, Телеграм (12+).

- Можно ли считать телеграм-канал интернет-площадкой, должны разбираться специалисты. Ориентир, насколько я понимаю, — это сайты в сети Интернет. Насколько хватит ресурсов, сил, нормативной базы, чтобы воздействовать еще и на социальные сети, я пока не готов сказать, — отметил Охотников.

- Любая агитация должна оплачиваться из средств избирательного фонда кандидата. То есть если кандидат или партия размещают какой-нибудь видеоролик, его нужно оплачивать из средств избирательного фонда. Кроме того, есть перечень лиц, которым проведение предвыборной агитации запрещено – это, в том числе, лица, замещающие госдолжности субъекта РФ. Можно агитировать за себя, за партию, которая выдвинула. Агитация в пользу других кандидатов запрещена. Далее, агитационные материалы до начала распространения должны предоставляться в соответствующую избирательную комиссию, – напомнила председатель крайизбиркома Татьяна Гладких в ходе заседания ЗС ПК 16 июня.

Три дня вместо одного     

Одним из ключевых моментов любой избирательной кампании является выдвижение кандидатов. Как правило, кандидатов в Госдуму определяют съезды политических партий – ряд из них проведут съезды в конце июня, несмотря на ужесточение антиковидных ограничений. А на выборах в Заксобрание решение остается за конференциями региональных отделений в Приморье – они пройдут в начале-середине июля.

Согласно предварительному календарному плану избирательной кампании по выборам в Законодательное Собрание, представить документы о выдвижении в избирком кандидаты смогут в период до 9 августа включительно. На принятие решения о регистрации кандидата или об отказе в регистрации у комиссий будет 10 дней. Таким образом, окончательный список участников выборов в каждом из 30 одномандатных округов на выборах в ЗС ПК станет известен к третьей декаде августа. Проведение предвыборной агитации на телевидении и радио, а также в периодических печатных изданиях и в сетевых изданиях начнется с 21 августа. 

Важный организационный момент – это количество дней, в течение которых избиратели могут сделать свой выбор. Законодательство позволяет проводить трехдневное голосование, чтобы развести потоки людей и обеспечить их безопасность в условиях пандемии. Но, как уточнила на днях председатель крайизбиркома Приморья Татьяна Гладких, решение по этому поводу будет приниматься Центральной избирательной комиссией, так как региональные и федеральные выборы в 2021 году совмещены. 18 июня ЦИК РФ постановил, что в связи со сложной эпидемиологической ситуацией голосование в сентябре будет продолжаться три дня – 17, 18 и 19 числа.

Однако в любом случае у избирателей, как и прежде, будет возможность голосовать вне помещения. При этом дистанционное электронное голосование, эксперимент по организации которого был проведен в России в мае этого года, пока не получит широкого распространения. Проголосовать через интернет можно будет только в семи регионах страны – Приморье в их число не входит.

Артем СТРОГИН.

Другие материалы рубрики "Общество"
91fe0fe8f61db7c9ea958684a639c27b792792f1.jpeg

Прокуратура установила причину обрушения моста через реку Большая Уссурка

Водитель большегруза весом 50 тонн решил проехать по мосту, который мог выдержать только 5 тонн

3e19e4e993fd268a0c041da0440be1eafdeaeed5.jpeg

ТЦ «Clover House» во Владивостоке станет «Клевером»

Торговый центр поменяет концепцию и название на русскоязычное

8e3d01a4118711a2c8fd971f4036fbca97558272.jpeg

Жители Владивостока жалуются на работу автобусов

«Ждали на морозе более получаса, ни один автобус не приехал, их не хватает», — сообщают очевидцы