Секреты древнего города Каюань раскрывают археологи в Приморье
В этом сезоне специалисты раскапывают мастерские во внутреннем городе
Россыпь монет, тазик глиняных осколков, десятки наконечников стрел — часть «урожая» приморских археологов на Краснояровском городище за этот сезон. Сегодня искатели древностей отмечают свой профессиональный праздник. Накануне корреспондент РИА VladNews побывал на раскопках самого известного и самого большого археологического памятника на Дальнем Востоке — Краснояровского городища под Уссурийском.
Огромная, заросшая лесом сопка встает сразу за селом Утесное. Сложно представить, что 800-900 лет назад на этом месте был огромный город, стояли дома, дымили печи, возвышались императорские замки. Хотя безжалостному времени так и не удалось стереть его остатки до конца. До сих пор можно разглядеть следы огромных валов, которые опоясывали древний город.
«С 1995 года мы начали здесь раскопки, — рассказала заведующая сектором средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Надежда Артемьева. — Памятник находится близко к Уссурийску, который в те годы стал сильно увеличиваться в размерах. Надо было его сохранять. Мы и не ожидали, что памятник станет для нас стационарным — около 30 лет его раскапываем».
Надежда Григорьевна, пожалуй, больше всех знает о секретах древнего города Каюань — одной из последних столиц Золотой империи Чжурчженей. Ее основателем стал генерал, позже провозгласивший себя императором, Пусянь Ваньну, который увел 10 тысяч человек, спасаясь от монгольского нашествия.
«Строили не в мирных условиях, поэтому выбрали место для города на сопке — защищаться проще — ее использовали как крепость, — продолжила археолог. — Есть тут и валы, которые защищали внутренний город и запретный город — как раз та часть, где жил император. В этом году мы исследуем помещения во внутреннем городе — мастерские по выплавке бронзы и металла. Раскопали несколько печей для выплавки, заканчиваем южную часть, где находилось жилище надомников-мастеров. В одном месте нашли более 50 наконечников стрел».
Территория археологического памятника огромна — 180 гектаров, все село Утесное, которое раньше называлось Красный Яр, стоит на месте старого города.
«Мы единственные в России, кто копает это государство, — продолжили увлекательный рассказ археологи. — Когда заселялся Дальний Восток люди приходили на эти места и удивлялись — здесь были дороги. Первый гарнизон в Уссурийске везде натыкался на древности, до сих пор местные жители находят что-то интересное прямо у себя на огородах».
Научный сотрудник Сергей Макеевский не скрывает, что многие удивительные находки на древнем городище — его рук дело.
«В свое время захотел окончить исторический факультет ДВГУ, но был молодой и как-то не получилось с окончанием первого курса, — признался ученый. — Единственный предмет, который я тогда сдал — «Основы археологии». Одногруппник предложил съездить в экспедицию. С 1998 года так и езжу. Судьба мне благоволит по части интересных находок. Говорят, что самая важная моя находка — буддистский жезл — ваджра. Нашел ее в комке грязи. В другой раз стенку раскопа отбивал, а оттуда, бац, и вываливается горсть монет. Мечтаю найти что-то типа каменной или бронзовой карты этого города».
Все артефакты тщательно фиксируются и бережно хранятся. Для каждой новой монетки — отдельная папка.
«16 монет нашли в этом году, — посчитал ведущий инженер сектора средневековой археологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Андрей Михальченко. — Тогда они имели небольшую ценность. Поэтому такие монетки с отверстием нанизывались в связки. Например, чтобы купить корову, нужны были тысячи таких монет. Нашли вток — обратную сторону копья, а еще пинцет, пряжку от ремня, много монет разного номинала. Было найдено большое количество наконечников стрел. Видимо, готовили к переплавке».
О том, как выглядели и чем питались жители древнего города, археологи уже узнали.
«Это были оседлые представители монголоидной расы не очень высокого роста, коренастые, — уверены специалисты. — Ели просо, ячмень, мясо, рыбу. Были достаточно воинственными — большое количество ядер для камнеметных машин находим. Вместе с тем были они и умелыми мастерами — керамика достаточно высокого качества. Нашли в этом году фарфоровые фрагменты – ясно, что такая дорогая посуда принадлежал не простому человеку».
Неравнодушен к древним тайнам и звукооператор Приморского театра кукол Алексей Анисимов. Он просыпается в лагере раньше всех — надо успеть приготовить завтрак археологам.
«Во-первых, мне очень нравится сам процесс раскопок, ты словно притрагиваешься к истории, — рассказал молодой человек. — Во-вторых, в городе очень устаешь от суеты, в сюда приезжаешь — здесь природа, спокойствие тишина. У меня друг учился на истфаке и как-то позвал с собой. И меня затянуло. И вот уже с 2009 года каждый заслуженный отпуск провожу в археологической экспедиции».
Старый город открывает свои тайны, но пока нераскрытых секретов еще больше, уверены археологи.