Джон Кудрявцев - о политике и без купюр
Многие знакомые Джона, когда узнают о его политических взглядах, всегда интересуются, от чего тогда он взял американизированное имя. В этом случае он отвечает, что имя больше относится к англичанам, а к нему оно привязалась по не зависящим от него причинам.
Владивосток, ИА Приморье24. Приморский художник Джон Кудрявцев провёл встречу в музее Арсеньева в рамках открывшейся недавно выставки «Политическая карикатура». Автор рассказал о своём пути карикатуриста во время работы на краевую газету «Красное знамя».
Первые карикатуры Джона Кудрявцева стали появляться в издании в 1984 году, которое предложило ему начать путь карикатуриста, когда он работал внештатным художником. Стоит отметить, что до этого в Приморье никто карикатурой не занимался, тем самым Джон стал первым политическим карикатуристом в крае.
«Мои учителя - это мэтры, которые занимались этой карикатурой, и я мог видеть их работы. В том училище, в котором я становился художником, я обучался только рисунку и живописи – композиции, истории искусств. Карикатуре я обучался глядя на художников вроде Ефимова, Кукрыниксов, Бидструпа и всех в этом ряду. Я смотрел журнал вроде «Крокодила», наблюдал за карикатурами, которые были напечатаны на пластике, и как такового учителя у меня не было», - рассказал корреспонденту П24 Джон Кудрявцев.
Представленные на выставке карикатуры затрагивают тему «холодной войны» между СССР и США 1980 годов. Все свои художества Джон выполнял пером и тушью, и за всё время работы на издание опубликовал 100 карикатур, а также ещё 2 для газеты «Боевая вахта». Помимо этого автор рисовал передовиков производства. По его словам, свои работы он старался исполнить так, чтобы героя могли опознать только его близкие.Возвращаясь к политической карикатуре, Джон Кудрявцев отметил, что самое главное выполнить свою работу так, чтобы когда читатель открыл страницу с рисунком, он улыбнулся, и такая награда – триумф для художника.
«Сложно сказать, что важнее в карикатуре – юмор или графика, потому что я себя хорошим карикатуристом не считаю. Это моё право, и здесь нет никакой игры. Я конечно много об этом думал, рассматривал политические карикатуры, и это, по большому счёту, как анекдот. В анекдоте в основном заложен парадокс, который не всегда просто понять, и его нельзя сочинить – он откуда-то берётся. А если рассматривать карикатуру – она берётся от совокупности столкновения интересов. Мы её делаем от того, что находимся в одном обществе, и сталкиваемся с агрессией другого, грубо говоря. И вот мы, таким образом, начинаем защищаться», - отметил в разговоре с корр. П24 Джон.
Первопроходец краевой политической карикатуры разделяет два периода своего творчества, который зависел от технической части печати газеты – до и после метода офсета. Во время первых работ приходилось учитывать определённые сложности при рисовании. Например, толщина каждого штриха не должна была превышать диаметр гусиного пера, иначе на карикатуре могли появиться пятна. С появлением офсета рамки творчества стали шире, и свои работы можно было рисовать с применением других инструментов, развивая художественную технику.
«На самом деле хорошо использовать в каком-то конфликте юмор, но он должен быть не таким похабным, чтобы вызвать ещё больше агрессии. Это должно быть ощущение, чтобы менялся взгляд на вещи. Можно рассматривать как сарказм, можно – как сатиру. В моей первой работе про реакцию США на Олимпиаду 1984 года не может быть юмора, потому что они выходили с футболками «убей русского», а что это вообще такое? Какой тут юмор – называете себя демократами, страной, где котёл народов, а вы русского – убей. В этом смысле я уже не могу быть ироничным, не могу веселиться, а по факту отвечаю, что они уроды», - поделился с корр. П24 Джон Кудрявцев.
Стоит отметить, что многие знакомые Джона, когда узнают о его политических взглядах, всегда интересуются, от чего тогда он взял американизированное имя. В этом случае он отвечает, что имя больше относится к англичанам, а к нему оно привязалась по не зависящим от него причинам.
Когда Советский Союз распался, жанр политической карикатуры уже не был так распространён, а на его место пришла коммерческая и социальная реклама. После этого Джон стал больше работать над живописью и графикой, а также изобрёл несколько своих авторских техник. Его работы хранятся во многих галереях и музеях города и края, а также частных коллекциях множества стран.