Во Владивостоке Никита Михалков рассказал, почему не отдаст свой «Оскар»
Знаменитый актер и режиссер привез свой спектакль «12»
Подтянутый, импозантный, в элегантном кашне, с неизменными усами и неповторимым тембром голоса. Сегодня актер и режиссер Никита Михалков встретился с приморскими журналистами: рассказал о своем новом спектакле «12», порассуждал о современном кинематографе и признался в любви Владивостоку. Побывали на встрече и журналисты РИА VladNews.
14 и 15 сентября в столице Приморья пройдет спектакль «12». Билеты на него, правда, купить уже невозможно. Зрители расхватали их, как горячие пирожки, за четыре дня еще летом.
«Возить такие спектакли так далеко — это трудно, это сложно, это затратно, но необходимо, — уверен Никита Сергеевич. — Пусть это будет звучать нескромно, мне кажется, что этот спектакль нужно показать всей стране. Потому что это история совершенно актуальна, она про всех и про каждого. Мы были с «12» во многих городах. Это действительно очень сильное чувство, когда ты слышишь тишину потрясенного от увиденного 800-местного зала. А когда энергия от зрителя возвращается на сцену — это самое дорогое. Надеюсь эту энергию почувствуем в великолепнейшем городе Владивостоке».
Режиссер признался, что нежные чувства к столице Дальнего Востока испытывает с юности.
«Я служил на флоте на Камчатке, и когда флагманский крейсер шел во Владик, он для нас был немыслимым городом, — улыбнулся Никита Михалков. — Так что любовь к Владивостоку возникла у меня давно. Порой думаешь: лететь столько, дел столько… Но потом сел в самолет, прилетел и смотришь: господи, какое счастье, что ты здесь оказался. Это такое ощущение громадности и мощи страны! Когда ты летишь семь часов, а внизу говорят на одном языке — это очень мощное ощущение».
«В театре за крупным планом не спрячешься»
Приморские журналисты поинтересовались у гостя, сильно ли отличается театральная постановка «12» от одноименного фильма, который вышел на большие экраны в 2007 году.
«Невозможно сравнивать — это совершенно разные жанры. В кино ты можешь снять один дубль, второй, третий — выбрать лучший. Можешь монтажом, звуком поправить ошибки актера, — объяснил Никита Михалков. — У тебя в руках есть спецэффекты, чередования крупных планов. И ты насилуешь зрителя, в том смысле, что заставляешь смотреть то, что ты хочешь показать. В театре ты не можешь заставить зрителя смотреть только то, что тебе надо. Он должен видеть все. Ты уже не спрячешься за крупным планом, за монтаж, за музыку, за спецэффекты».
Режиссер рассказал, что специально взял в спектакль не тех актеров, которые снимались в фильме. Театральные «12» — совсем другая история.
«Наша постановка — это не выездные гастрольные спектакли, где играют две медийные фигуры, — добавил Никита Сергеевич. — Отыграли и поехали дальше. Здесь мы тратим себя. И поэтому большой риск был после картины поставить спектакль, но я очень рад, что мы на это пошли. Когда ты приезжаешь в Хабаровск или Казань и приходят люди, которые видели фильм и вдруг получают абсолютно новые эмоции — это дорогого стоит».
«Сегодня картина «Летят журавли» награду бы не получила»
Одним из самых провокационных вопросов стал: «Не хотел бы Никита Сергеевич в связи с политической обстановкой вернуть «Оскара» недружественной Америке?»
«Когда мы получали «Оскар» в 1995 за «Утомленные солнцем» — это был другой «Оскар», — объяснил свою позицию звездный гость. — В те годы члены Американской академии кинематографических искусств и наук отсматривали художественные произведения. Сегодня для того, чтобы даже выдвинуться на «Оскар» ты должен соблюсти «обкомовские» правила — в фильме должен быть цветной, гей, трансгендеры и так далее. Или определенная политическая история. Если сегодня сделать картину любого качества о «зверствах» русских солдат на Украине — она вполне может претендовать на награду. И скорее всего получит. Но не за кино, а совсем за другое. Если бы сегодня в Канны поехала картина «Летят журавли» она бы «Золотую пальмовую ветвь» не привезла и «Оскара» не получила — никогда! Я все-таки тешу себя надеждой, что наша картина получила награду за кино».
Альтернатива «Оскару»
Однако поощрять кинематографистов за хорошую работу нужно обязательно, уверен режиссер.
«Я бы с удовольствием принял участие в создании Евразийской киноакадемии, со своими законами, отстаивающими человеческие ценностями, — предложил вариант Михалков. — Сделать большую дорогую премию — аналог «Оскару», но в евразийском пространстве. Мне кажется это было бы полезно. По крайней мере для тех, кто еще занимаются искусством и поиском смыслов. Однако решение о создании такой премии должно быть политическим. И принять его должны главы трех государств — России, Китая и Индии».
Повторить американское чудо
Поинтересовались местные акулы пера, как отразилось на российском кинематографе невозможность участвовать в зарубежных конкурсах и фестивалях.
«Нас не берут на зарубежные конкурсы, русское кино не смотрят. Да и что нам там сейчас делать на этих зарубежных фестивалях? — задал резонный вопрос Никита Михалков. — С кем там разговаривать? Даже если брать политическую верхушку. Кто эти люди? Эта такая хроника убывающего плодородия. У меня одна мечта — повторить американское чудо, когда Голливуд заставил своих зрителей верить, что их кино самое лучшее в мире. Я этого хотел бы добиться в нашей стране. Для этого нужно презреть мнение тусовки. Именно презреть.
Потому что миллион зрителей будут смотреть кино, если будут узнавать в нем себя и будут себя в нем любить. Это может быть очень жестокое и очень страшное кино. Но не нужно забывать слова одного старца: «Жестокая правда без любви есть ложь». Есть многосложные картины, которые получают премии на всех фестивалях, в кинокритической прессе их превозносят. Но второй раз человек на них не пойдет. Ну не хочется зрителю видеть, что он г…о, что он живет в омерзительной стране. Можно и нужно говорить, что существует то, что нам не нравится, но если в этом нет сострадания и желания помочь людям, то это не русское кино. Это кино, которое никогда не примет наш зритель».
В конце встречи Никита Михалков с удовольствием сфотографировался с поклонницами.