Новый автобум накрыл Владивосток
Правый руль снова рулит
За последние месяцы приморский авторынок каких только испытаний не перенес. Скакали цены вслед за валютным, разрывались контракты, отворачивались крупные партнеры из Японии и Южной Кореи. И как вишенка на неудачно приготовленном торте - машины прибывали во Владивосток, то «упакованные» в ледяной панцирь, то сгоревшие дотла, сообщает РИА VladNews.
Несмотря на все испытания, 2022-ой рискует стать самым прибыльным годом для компаний, занимающихся доставкой автомобилей из Японии и Кореи на заказ. С января в Россию через Владивосток было ввезено 78 тысяч 460 автомобилей, сообщает портал Autonews. Продавцы заявляют о цифрах, в десять раз превышающих прошлогодние показатели по привозу и продаже автомобилей.
Дилерские машины никому не нужны
Пошлина за ввоз машины из-за рубежа рассчитывается в евро по курсу ЦБ, оплата стоимости самой машины производится в долларах, йенах или вонах (в зависимости от страны – импортера). В начале весны цены на авторынках стали просто космическими. Как рассказал директор компании по доставке автомобилей «Восток Транс Импорт» Юрий Радченко, на пике 100 японских йен покупали за 140 рублей. Сейчас курс упал практически в три раза и достиг приблизительно 43 рублей за 100 йен. Рубль укрепился, на его фоне снизилась стоимость иномарок.
- Все стало очень дешево, и народ буквально «сгребает» машины в среднем на полтора миллиона дешевле, чем в прошлом году. Мы даже на какое-то время закрывали прием заказов на корейские автомобили, потому что в Корее их просто не было – все выкупили. Сейчас покупаем машины просто по фотографиям, потому что пока доедет осмотрщик, ее выкупит кто-то другой, - делится Юрий Радченко.
При этом специалист отмечает, что люди, даже опасаясь рисков, все равно заказывают иномарки. Из-за политической ситуации и роста валюты по отношению к рублю в начале года, многие небезосновательно переживают, что в любой момент курс снова может взлететь. Но перед относительно свежим Land Cruiser Prado 2018 года, подешевевшим на 800 тысяч по сравнению с прошлым летом, мало кто может устоять.
- Сейчас дизельные и бензиновые «прадики» заказывают очень часто. Выгоднее взять эту марку в Японии, чем покупать в дилерском центре такую же машину, но собранную в Питере и за совсем другие деньги. В целом дилерские машины сейчас очень плохо продаются – дорого. Разница с заказом из Японии будет примерно в миллион. Да, обычно это сумма гарантии, которую дают дилеры. Но на этот миллион вы можете окупать ремонт до конца жизни автомобиля, - говорит директор ООО «Восток Транс Импорт».
Чтобы справиться с количеством заказов, компаниям приходится постоянно увеличивать штат менеджеров, а звонки принимать с утра до поздней ночи. При этом количество несостоявшихся сделок тоже сократилось. Эксперты рассказывают, что теперь, даже если клиент отказывается оплачивать автомобиль уже забронированный автомобиль, компания возвращает ему деньги и меньше чем за час находит на эту машину нового покупателя.
Очередь на суше и воде
Ажиотаж на покупку автомобилей увеличил срок их доставки в Россию. Стоянки в Японии забиты под завязку, поэтому ждать только погрузки машины и отправки ее в Россию покупателям приходится 1,5, а то и 2 месяца. Небольшие компании с недостаточно развитыми логистическими каналами, доставляют автомобили новым владельцам и того дольше: срок может достигать 3-4 месяцев. Например, только сейчас в порт Владивостока прибывают машины, которые купили еще в мае.
- В мае я заказывал себе машину из Японии, к нам она пришла за пять недель. В июле точно такую же машину заказала моя сестра, но уже намного дороже. Ей машину не доставили до сих пор – пошла десятая неделя. Сейчас оформляем машину родителям: сначала на аукционе предлагали одну сумму, теперь разговор идет о совершенно другой. Ну и стоимость перевозки из Японии дорожает по два раза в месяц, - рассказывает автолюбитель из Владивостока. – Знаю, что есть проблемы с перевозками, очереди в порту, потому что некуда разгружать. Да и вы сами посмотрите, сколько по городу ездит машин без номеров. Все начали пригонять.
Сгоревшее в июне грузовое судно «Ангара» с 570 машинами на борту также потянуло за собой задержку в перевозке машин. Изменения в работе отмечают и владельцы автовозов во Владивостоке. Купленные за рубежом машины они отправляют через Приморье в другие регионы и рассказывают, что сейчас из-за очередей работы стало значительно меньше.
- В прошлом году у нас практически не было простоев: машина пришла и сразу же ушла загруженная. Сейчас поставки упали, особенно после того, как сгорела «Ангара». За раз это судно могло перевозить очень много машин, теперь же у компаний остались ролкеры поменьше, соответственно и ждать приходится дольше, - рассказывает владелец автовоза из Приморья.
С доставкой из Кореи дела обстоят намного проще. Там доставка занимает около 2-3 недель. Осложняется ситуация только тем, что большинство популярных машин уже выкупили. Самыми ходовыми в этом году стали KIA Sorento, Hyundai Santa Fe, Hyundai Palisade, Нyundai Starex, причем 90% от всех заказов уходят покупателям из западной части России.
Через Корею москвичи заказывают себе и премиальные машины. Как рассказал Юрий Радченко, сейчас «Восток Транс Импорт» возят «майбахи» и BMW – плоды параллельного импорта. Кстати, лето правительство разрешило ввозить в Россию автомобили без Одобрения типа транспортного средства (ОТТС).
Это документ, который выдается по результатам полной сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности. Раньше без ОТТС ввозить машины могли только частники, теперь это доступно и юридическим лицам. По новым правилам импортеру достаточно получить заключение экспертной организации, чтобы привезти машину.
…и 200 сверху
Финальная сумма, которую вы отдадите за покупку автомобиля, складывается из нескольких слагаемых. Это сама цена за машину, аукционный сбор, услуги транспортировки по Японии или Корее до порта отправки и фрахт (плата за перевозку груза морским путем, - прим. ред). Дополнительно в России нужно будет заплатить таможенную пошлину, размер которой зависит от года выпуска автомобиля, его стоимости и объема двигателя.
- В Японии к цене машины в среднем прибавляется 300 тысяч йен. Это где-то 135 тысяч рублей. Это все расходы по Японии плюс фрахт. Пошлина – это в среднем 60 тысяч рублей. Соответственно все вместе будет стоить около 200 тысяч рублей. Прибавьте это к стоимости автомобиля и получите финальную сумму, - говорит Юрий Радченко. – Конечно, все очень зависит от самого автомобиля. Привезти Toyota Vitz 2010 года намного дешевле, чем Prado 2018.
Помимо автомобилей в Приморье продолжается ввоз автозапчастей. Весенние опасения о том, что совсем скоро наши подержанные японки просто нечем будет ремонтировать, не оправдались. Специалисты рассказывают, что в Японии по-прежнему функционирует множество площадок, которые грузят контейнеры с автозапчастями и отправляют в Россию – никаких перебоев тут нет. Что не может не радовать, ведь самыми популярными у покупателей по-прежнему остаются подержанные автомобили возрастом от пяти лет.
Марина ЗУБКО