Современные художники создают арт-объекты в отдаленных районах Владивостока
Творения мастеров гармонично сочетаются с культурным наследием
Жители городов привыкли к тому, что все самые интересные и значимые события происходят в центре, где расположены известные достопримечательности. Проект «Метацентры: город без окраин» решил сломать стереотипы и выйти за рамки предложенного. В этом году художники разукрасят Владивосток в яркие цвета, создадут необычные арт-объекты и установят их в отдаленных районах города, чтобы сместить фокус с центра, сообщает РИА VladNews.
Когда туристы приезжают во Владивосток, они гуляют по его центру или возле популярных достопримечательностей, приобретают сувениры в местных магазинчиках. Почти каждый день можно увидеть приезжих людей, которые делают памятные снимки у памятника Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке, у Железнодорожного вокзала Владивостока, фотографируются возле Триумфальной арки и на фоне Золотого моста.
Гостей морского города привлекает его архитектура, где переплелись различные стилистические направления. Строгость, пропорции и помпезность неоклассицизма схлестнулись с пластичностью и текучестью форм модерна. Эклектизм приправил их симбиоз необычными декоративными элементами.
Фото: РИА VladNews
При этом отдаленные районы не так впечатляют приезжих, как центральная часть города. Да, там нет помпезных зданий, мало скверов и не так много памятников. Но в улочках этих районов тоже сохранилась своя история. Например, в Первомайском когда-то звучали удары молотов о железо – здесь строился порт, складские помещения, пристань и плавзаводы. В Первореченском прокладывали железную дорогу, возводили промышленные заводы и нефтебазу. Каждый из районов уникален, и нельзя акцентировать внимание только на центре, важно рассказать местным жителям и туристам о том, чем Владивосток отличается от других, показать, какой он.
Именно этот диалог между городом и людьми выстраивают художники проекта «Метацентры: город без окраин», который проводится второй год подряд. Его главная цель – создание арт-объектов внутри районов города, отдаленных от центра. Художники образуют новые точки притяжения, закладывая основу для культурного брендинга и уникальности районов, разрушая стереотип, что все самое интересное происходит в центре.
В этом году Владивосток преображают местные мастера. Они точно знают, какое «одеяние» подойдет их родному городу и понравится жителям. В качестве «холстов» художники выбрали несколько районов: Советский, Первореченский, Ленинский, Первомайский и Фрунзенский. Также впервые проект «Метацентры» вышел за пределы Приморского края: шестой арт-объект создали в Хабаровске.
Евгений Макеев воплотил в жизнь мозаичное панно «Маяк» рядом с Золотым мостом, в Ленинском районе. В качестве задумки автор использовал морскую раковину и водолазный шлем. Возможно, благодаря этой работе зрители задумаются об экологии города, сделают акцент на внутреннем мире человека.
Фрунзенский район украсила яркая детализированная работа Дмитрия Лучинина – Владивосток и автомобили. Мастер сделал акцент на любви дальневосточников к праворульным машинам.
Металлический полисоставной объект «Гелиовосход» в коллаборации сконструировали Hero4Hero (Ксения Фролова и Роман Иванищев) и Zheleznoye_Delo_. Конструкцию установили на смотровой площадке в Первомайском районе (бухта Тихая). Мастера хотят, чтобы поэты морского города собирались у их объекта и читали свои стихи.
В Некрасовском сквере Олег Батухтин установил пять буйков, объединенных одной «нитью». Объект «За буйки не заплывать» символизирует портовый и рыбацкий Владивосток на стыке моря и суши.
Веселый арт-объект «Бумажный кораблик» придумала Виктория Поезд и подарила его Советскому району. На стене дома теперь изображены дети, которые играют в кораблики. Для каждого смысл может быть разным. Кому-то это напомнит о беззаботной юности, кто-то задумается о мечтах, а другие еще раз проникнутся любовью к морю.
А в Хабаровске Яна Джан-ша разукрасила районы таежными дикоросами в мультяшном стиле. Художница хочет показать, что реликтовые растения Приамурья и Приморья не должны вызывать недоверие или страх.
Со стороны может показаться, что создать арт-объект – простое дело. Но на этом пути могут встретиться камни преткновения. Например, художникам не всегда легко выбрать территорию для установки своего творения. Либо возникают проблемы с логистикой – когда объект мешает местным жителям. Все эти нюансы необходимо учитывать.
О том, с какими трудностями столкнулись мастера, обсудили на Круглом столе «Паблик-арт: жизнь города и людей». В мероприятии приняли участие художники и урбанисты, представители краевой и городской администрации
Творческие работы в рамках проекта «Метацентры: город без окраин» создаются в течение максимум двух месяцев. За это время ведется поиск финансирования, затем подтверждается участие художника, после создается эскиз арт-объекта, ведется согласование с администрацией города и только после этого мастера приступают к реализации задуманного.
Конечно, художнику было бы проще установить свое творение без этапов, связанных с документацией. Однако это чревато публичными рисками – когда горожане, видя новый объект, не совсем понимают его идею, выбор локации, смыслы. В итоге возникает недопонимание и хейт. Поэтому важно учитывать мнение жителей и понимать, будет ли удобно расположить объект в том или ином месте.
«Как горожанину, мне все очень нравится. Но три картины, которые повесили на улице Фокина, видны только с балкона, там, где мое окно. Толпы людей будут подниматься по лестницам Миллионки и смотреть на объект. Для меня это неудобно. Но то, что город преображается – это прекрасно, это радует», – добавила жительница Владивостока.
Не стоит забывать о том, что выбранная территория тоже несет определенный смысл, и арт-объект должен ему подходить. Кроме того, нельзя исключать возможные моменты вандализма, работа художников будет нуждаться в постоянном видеонаблюдении. К сожалению, в этом плане житель Владивостока не готов к паблик-арту. Человек обязан понимать, что он понесет наказание за порчу объекта. А привить бережное отношение к творениям можно будет только со временем.
Чтобы ускорить весь процесс создания арт-объектов, Лилия Ренатовна Гиззятова, главный архитектор Дирекции общественных пространств Владивостока, предложила заранее согласовывать тему будущего творения. Так художник будет знать, что он на правильном пути и ему не придется экстренно менять локацию, а город будет понимать, где и какие объекты лучше реализовать, дабы не портить идеологию пространств и гармонично их сочетать.
Как пример – у художников Hero4Hero и Zheleznoye_Delo_ поменялось место установки объекта «Гелиовосход». Изначально его планировали расположить во Фрунзенском районе (Токаревская Кошка). Но позже пришлось искать другое пространство.
«Для нашего объекта нужно большое пространство, чем Токаревская Кошка. Когда я осматривала территорию, я увидела, как люди здесь ходят, представила, что здесь стоит наш объект, и поняла, что он будет мешать жителям. Когда пространство пересогласовали, мне все понравилось. На Тихой широкий размах, объект прекрасно видно, он встречает восход и провожает закат», – рассказала Ксения Фролова.
Роман Иванищев добавил, что их работа «задышала по-новому, но поэтический смысл ушел». Юлия Климко, руководитель проекта «Метацентры», отметила, что найти новую локацию для объекта удалось благодаря работе администрации Владивостока, которая оперативно пришла на помощь художникам. При этом мастера высказались, что не помешала бы общая таблица с указанием мест, в которых можно устанавливать объекты.
Стоит подчеркнуть, что бывают случаи, когда администрация города не может с легкостью предоставить место для арт-объекта. Например, когда его хотят установить на территории университета или жилого дома. В этом случае исполнительный орган может только оказать содействие.
В целом художники спокойно и с пониманием относятся к тому, что их работы могут вызвать негативные комментарии или не понравиться горожанам. Мастера уверены в том, что искусство способно выстроить адекватный диалог между автором и зрителем.
Владивосток, как столица Дальнего Востока, отличается от других городов своей архитектурной «начинкой». Туристов завораживает Золотой мост, они останавливаются на улицах, чтобы разглядеть фасады старинных зданий, фотографируются с достопримечательностями и восхищаются слиянием Востока и Запада в, казалось бы, обычных вещах.
«Я совершенно случайно попала на ваше мероприятие. Я из города Якутска, в вашем городе за последние пять лет второй раз. И в этом году с удовольствием провожу здесь свой отпуск. Хочу сказать, что Владивосток кардинально отличается от такого, может быть, пресного Хабаровска. Дух свободы, Азия, ваши крабы, море, мост – это миллион творческих идей. У вас сохранено культурное наследие и все это вкусно сочетается с арт-графикой. Очень здорово, желаю вам удачи, продолжайте», – поделилась впечатлениями жительница Якутии.
Город у моря пропитан духом свободы, здесь много молодых и амбициозных людей, которые готовы создавать проекты, улучшающие инфраструктуру Владивостока. Они не боятся экспериментировать и развивать различные творческие направления. Молодые художники, присутствовавшие на Круглом столе, поинтересовались, можно ли им тоже принять участие в проекте «Метацентры: город без окраин».
«”Метацентры” – это для профессиональных художников, у которых уже есть творческая биография. Хотя, мы делаем исключения. Например, пригласили Вику. В любом случае художнику необходимо быть активным. И мы, как организаторы, обращаем на это внимание. Если у вас есть выставочная деятельность, определенные идеи, которые вы хотите реализовать, и у вас есть понимание, как вы хотите самовыражаться, с каким посылом ваше творчество – у вас есть все возможности для этого в будущем. Все-таки я надеюсь, что проект ”Метацентры” будет продолжать жить», – добавила Юлия Климко.
Отметим, организатором проекта «Метацентры: город без окраин» и круглого стола «Паблик-арт: жизнь города и людей» выступает Фонд культурных инициатив «ЭНСО». Проекты реализуются при поддержке администрации города Владивостока, министерства культуры Хабаровского края и Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. Партнеры проектов - МАУ «Дирекция общественных пространств» и Хабаровский краеведческий музей им. Н.И. Гродекова.