Зевс пропал: в театре молодежи возродили мифы Греции на современный лад
Во Владивостоке режиссер из Санкт-Петербурга поставила спектакль о том, как тяжело расти
Слега нетрезвый и располневший Дионис, кент Кентавр, эзотеричка Геката и современный подросток Саша. В театре молодежи во Владивостоке взглянули на греческие мифы через призму современности, а попутно показали, как тяжело человеку взрослеть. И не только современному подростку, но и древнегреческому богу. О новой постановке «Дети Олимпа» (12+) из первых уст узнал корреспондент РИА VladNews.
«Мы не выбирали пьесу, — сразу заинтриговала режиссер-постановщик из Санкт-Петербурга Юлия Каландаришвили. — Я выбрала, как материал для исследования, древнегреческие мифы. Подумала, чем они могут заинтересовать подростков? Увидела, что у Зевса огромное количество детей. Мне стало интересно, как можно выстроить коммуникацию с ними. Дальше я связалась с драматургом Евгением Ионовым. Мы сформировали общую тему, набросали фабулу, дальше стали работать с актерами. Вместе исследовали персонажей, выбирали то, что интересует лично каждого, а уже из этого формировали структуру пьесы. На самом деле работа над текстом длилась на протяжении всего репетиционного процесса. Поэтому пьесу мы создавали, а не выбирали».
По сюжету древнегреческие боги существуют и прячутся среди нас — обычных смертных. Они могут спасти мир, но есть одна проблема — про них все забыли, даже их отец — громовержец Зевс.
«Животрепещущих вопросов, которые поднимает спектакль, много: что такое семья, что она дает человеку, как в ней существовать? — продолжила режиссер. — Еще более важный вопрос, который мы поднимаем на примере олимпийских богов: что же делать, если нет главы семьи, который обычно говорит, что делать? Это очень типичный для подростков момент. Если тебе, взрослые говорят что-то делать, ты на это реагируешь: либо да, либо нет. А если тебе не говорят ничего, то как тебе действовать? На что опираться? Поэтому главный акцент мы ставим скорее на вопросе личного выбора».
Важно, что ответы на многие важные вопросы найдут не только мальчишки и девчонки, но и их родители, бабушки с дедушками.
«Очень важно, что в театре есть спектакли для семейного просмотра, когда взрослые и подростки оказываются рядом, — уверена Юлия Каландаришвили. — Я не думаю, что есть большая разница между человеком шести лет и шестидесяти. Когда родитель видит над чем смеется его ребенок, или подросток видит над чем плачет папа — это очень сильно сближает».
Артистам театра молодежи пришлось не только примерить на себя божественные одежды, но и прочувствовать характер, простить недостатки и понять жителей Олимпа.
«Работается очень интересно. Вдохновение мы черпаем друг в друге, режиссере, — рассказала «Геката» Алена Устюжина. — Мы тоже причастны к тому, что лежит в основе пьесы, каждый привносил то, что для него важно, то, что ему интересно. У меня есть ребенок-подросток. Безусловно я через него формировала какие-то вещи. Гекату сейчас воспринимают как богиню тьмы, с ней связывают все, что касается карт Таро, мистики, а изначально она была покровительницей домашнего очага. Интересно, как это все со временем трансформировалось. Могу сказать, что ничего человеческое богам не чуждо. И это мы тоже стараемся показать».
Андрей Трофимов играет одного из самых любимых героев Древней Греции — Геракла. Полубог, который выбрал нелегкую жизнь человека, а после смерти все-таки вознесся на Олимп. Сейчас же ему нужно вновь почувствовать в себе что-то человеческое. И может быть это и станет его главным подвигом.
«И этот подвиг не связан с насилием, он связан с принятием, сочувствием, с переживанием, — по-философски подошел к пониманию своего героя Андрей Трофимов. — Сегодняшним подросткам герои нужны разные. Главное, что они добрые и не за деньги».
С этим утверждением полностью согласна режиссер-постановщик Юлия Каландаришвили.
«Сегодня есть потребность в супергероях, — отметила она. — Я очень люблю приводить этот пример… Если проследить историю успеха вселенной «Марвел», то она всегда была на пике в самые тяжелые и трудные времена. Когда человеку тяжело, ему хочется обратиться к сверхсиле. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери: «Человеку тяжело расти». В подростковом возрасте хочется все преграды преодолеть, хочется обрести такую силу, которая поможет тебе это сделать. И мы рассказываем о том, что эту силу можно найти внутри себя. Взрослый человек также нуждается в помощи, ему тоже бывает тяжело и хочется, чтобы кто-то прилетел и спас. Это такая объединяющая точка между взрослым и ребенком — признаться в том, что ты можешь быть уязвим».
Новый спектакль — это не назидание, не свод правил или готовых советов. Это немного приправленный греческими специями честный диалог со зрителем. Правда, будет замечательно, признаются его творцы, если зритель выйдет из зала и не только по-новому посмотрит на свою семью, но и зайдет в книжный магазин за «Мифами Древней Греции» Николая Куна.
«Я всегда люблю, когда театр — это больше, чем просто спектакль, а еще и источник — возможность к просвещению», — добавил художественный руководитель театра молодежи Павел Макаров.
А вернется ли Зевс к своим детям? На этот вопрос ответит тот, кто придет на спектакль. Премьера «Детей Олимпа» (12+) уже 25 и 26 ноября.
Спектакль ставится при поддержке Министерства культуры РФ, по гранту Программы развития театрального искусства на Дальнем Востоке.