Дубовая дверь и крошка-телефон: ГУФСИН по Приморью раскрыл секреты
Уникальные экспонаты хранятся в экспозиции ведомства
Огромная дубовая дверь первым делом бросается в глаза, когда входишь в музей ГУФСИН по Приморскому краю. Ранее сделали ее и поставили в одну из камер Никольско-Уссурийской гражданской тюрьмы (ныне действующий следственный изолятор №2 в Уссурийске), больше ста лет назад, сообщает РИА VladNews.
Инспектор отдела по воспитательной и социальной работе с личным составом Юлия Шепотатьева своими руками снимала многолетние слои краски с уникального экспоната.
«Насчитала больше 30 слоев, — улыбнулась девушка. — Сейчас работаем над тем, чтобы у нас в музее появилась дверь с первого изолятора — городской тюрьмы Владивостока — самое старое учреждение в Приморском крае. Там, в уже не используемых помещениях, бывших карцерах, до сих пор сохранились двери корабельные. Это такие маленькие двери как в каюту, с корабельными клепками. Надеюсь, что скоро у нас такая появится».
В этом году уголовно-исполнительной системе в России исполняется 145 лет. Ранее считалось, что первые ссыльнокаторжные прибыли в город Владивосток в 1897 году, но оказалось, что первый пароход Добровольного флота «Нижний Новгород» доставил первых переселенцев и каторжан в 1879 году – именно тогда, когда в Российской Империи было создано Главное тюремное управление.
«Буквально месяц назад при изучении документов и архивов я обнаружила новые исторические факты, — рассказала Юлия. — Оказывается первые каторжане прибыли вместе с переселенцами во Владивосток в 1879 году — в тот же самый год, когда было создано Главное тюремное управление в Российской Империи».
С особым трепетом девушка знакомит посетителей с легендарной личностью — бывшим начальником Главного Управления генералом-лейтенантом внутренней службы Валерием Иноземцевым. Его история не отделима от истории УИС Приморья и благодаря ему был создан административный городок ГУФСИН на Арсенальной, 15 (кстати, историческое наименование улицы сохранено только в этом адресе).
«В 1993 году Валерий Степанович решил, что хватит находиться в здании УМВД в центре города, в разных кабинетах на разных этажах и твердо заявил, что нужна своя материально-техническая база, — продолжила рассказ Юлия. — И городская администрация выделила это замечательное здание. Сохранились фотографии того времени, на которых видно в каком ужасном состоянии была эта постройка, когда за нее взялся Валерий Степанович».
Абсолютно заброшенное здание 1912 года постройки. В свое время это была казарма № 10 бывшего военного городка № 34 Вторая Речка.
«Но Валерий Иноземцев не испугался, он вообще был не из пугливых — кремень со стальным характером и невероятно созидательной энергией. Он возглавлял систему в Приморье 15 лет!— продолжила рассказ девушка. — Он был первым среди начальников территориальных органов, получившим звание генерал-майор, а затем и генерал-лейтенант. За создание административного городка был награжден государственной наградой, от которой потом отказался. Он ее передал Вячеславу Митасову, который был начальником хозяйственного отделения и непосредственно руководил стройкой».
Валерий Степанович считал, что у сотрудников все должно быть под рукой. Так на территории городка появилась поликлиника для личного состава, стоматология, здание управления по конвоированию, теплые автомобильные боксы, тренировочный комплекс для служебных собак, тир, спортивный зал, большой концертный зал, медицинский стационар. При его руководстве в 2001 году был создан и музей.
«У него была такая светлая улыбка, а воля — несгибаемая, — вспоминают руководителя сослуживцы. — А авторитет какой! Мог, уезжая в двухдневную командировку, дать задание: построить КПП. Он возвращался, и здание стояло».
Следующий стенд — самый любимый у детских экскурсий. Здесь под стеклом можно увидеть красивейшую деревянную трость, в которой прячется огромный кинжал, есть тут 2-х сантиметровый телефон и даже самодельные пистолеты.
«Это старые экспонаты, изъятые при обыске у осужденных. Телефон, между прочим, настоящий, — рассказала Юлия Шепотатьева. — Такие средства связи пытались передавать в конфетах, булочках. Он очень маленький, и его достаточно сложно найти. Интересен и этот экспонат — самодельный пистолет. Я сама в оружии не очень разбираюсь, но как-то на экскурсию пришли ребята из таможенного управления, среди них был человек, который коллекционирует оружие. Так он был просто в восторге. Долго этот пистолет разглядывал и даже определил, что оружие было вполне боеспособное — этот самодельный пистолет мог стрелять».
Историю системы в регионе невозможно отделить от истории Владивостока и Приморского края, многие города и поселки, крупные промышленные объекты до сих пор функционирующие, построены руками осужденных (Седанкинское водохранилище, завод «Звезда», Спасский цементный завод, картонный комбинат, птицефабрики, Сахарный комбинат и многие другие.) До сих пор в местных топонимах можно найти отголоски «каторжного» прошлого. Например, Моргородок в столице Приморья называется совсем не из-за близости к морю, а из-за того, что именно на этом месте располагался пересыльный лагерь, среди заключенных которого был страшный мор.
«Во Владивостоке до 1902 года была слободка, которая называлась «каторжанка», потому что ее основали каторжане, которые ожидали отправки на Сахалин, — озвучила еще один любопытный факт Юлия. — Люди стали незаконно строить домики, а в 1902 район переименовали и теперь он называется «Первая речка». Многие каторжане становились знаменитыми людьми в нашем городе — держали пивоваренные заводы, картонные фабрики».
На улице импровизированная экскурсия продолжилась. Помимо самого исторического здания ГУФСИН по Приморскому краю здесь можно увидеть мемориальный комплекс сотрудникам, погибшим при исполнении служебного долга, аллею, высаженная ветеранами Великой Отечественной войны и еще много интересного.