Эффект монстра
Дорогие интерактивные забавы: вред, польза, неизбежность? Об этом - материал народного еженедельника "Аргументы и факты - Приморье".
Сквозняк в кошельках, зияющие дыры в семейных бюджетах - таковы последствия новогодних праздников. Немалую сумму пришлось отдать всемогущему Деду Морозу, чтобы у родного чада появился подарок мечты. При этом не всегда можно отделаться плюшевым мишкой.
Торговые сети детских товаров края заманивают самым разнообразным и порой непредсказуемым интерактивом. Детские руки так и тянутся к витринам с чем-то, издающим весьма резкие, порой пугающие и невнятные звуки. Фёрби - одна из самых популярных зверушек, и цена на неё колеблется от полутора до шести тысяч рублей. Чуть дешевле - зловещий пупс, обещающий научить смеяться, или громоздкий розовый слон, считающий без передышки. Видеокамеры пристально следят за гламурной линейкой: куклами Лалалупси, феями Блум, супер обожаемой страшилкой Монстерами ХАЙ. Мама пятилетней дочки Марина ЩЕГЛОВА отдала за мир Лалалупси ползарплаты.
- Куколке понадобился замок, мебель, украшения и прочие дополнительные атрибуты, - вздыхает Марина. - До этого девочка увлекались Фёрби, к нему так же приходилось покупать дополнительные гаджеты и приставки. Но совёнок быстро надоел, и теперь у нас новый каприз - Лалалупси. Иногда я понимаю родителей, которые требуют подобные игрушки запретить. Но как можно отказать ребёнку?
Попугай лучше
Каждому времени - свои игрушки. Мода на них меняется стремительно. Совсем скоро Барби, по которым сходило с ума не одно поколение девочек, будут восприниматься куклами из каменного века. Бум на гигантские плюшевые игрушки, похоже, позади. Метровые жирафы, бегемоты, обезьяны поникли головами и упали в цене. Над ними гордо возвышается болтающий на все лады чёрный пони. За каких-то семь тысяч рублей.
- Лошадку за семь тысяч? Нет, я бы не купил, - задумывается психолог Александр МОЛЯРУК. - Она вряд ли окажется полезной для развития ребёнка. Думаю, что до пяти-семи лет детям можно вполне обойтись без электронных игрушек. Воображение, фантазию, мышление хорошо развивают незаконченные формы. Помню, в моём детстве интересные образы рождали простые трещины на штукатурке бабушкиной печки. В пять лет я сам сделал пистолет, стреляющий горохом на 15 метров. А интерактивные игрушки дают ребёнку уже готовую модель мира, в этом причина инфантильности. Конечно, слишком драматизировать ситуацию не стоит. Дети сегодня разучились мастерить поделки своими руками, они меньше играют в подвижные игры, приходят в школу неподготовленными.
Кто виноват в том, что ребёнок целыми днями проводит за планшетом, а с Фёрби общается чаще, чем с живыми людьми?
- Порой родители готовы на всё, чтобы отмахнутся от чада, - продолжает Александр Молярук. - Нужно зарабатывать деньги, поэтому они покупают монстров, не особенно вникая в их суть. Лишь бы ребёнок не мешал. Но дефицит времени не может быть оправданием. Для дошкольника главными в жизни являются родители, а главной функцией - игра. И если папа и мама сами играют в развивающие настольные игры, допустим, в шашки или шахматы, то и ребёнок за ними потянется. А что касается брендов… Посмотрите на нынешних 25-летних «Барби» с их потребительским отношением к жизни. Игрушка прививает определённые ценности. К примеру, кем вырастет ребёнок с очередной «повторюшкой» в руках? Лучше завести попугая.Как у всех
Интерактивные и электронные игрушки возникли не на пустом месте, а вследствие глобальной компьютеризации. Этот процесс уже необратим. И если отгородить от него ребёнка полностью, он будет плохо ориентироваться в современном мире.
- На таких игрушках нельзя зацикливаться. Не нужно уходить с головой в мир Фёрби, мир интернета, - говорит семейный психолог Ирэна ПАХОМОВА. - Чем хороши старые добрые плюшевые мишки? Ребёнок мог за них говорить и играть. А как заинтересует в чтении звучащая книга? Если взять Фёрби, то реакция совёнка может быть непредсказуемой, причём, на одно и то же действие. Он может внезапно заплакать, засмеяться или закричать. В итоге не научит адаптироваться к жизни, а скорее будет страшить.
Не случайно по просьбам родителей российские законодатели задумались о психолого-педагогической экспертизе детских товаров. Таким образом чиновники решили защитить детей от возможного вредоносного воздействия некоторых игрушек. Проект пока находится в стадии разработки.- Не стоит нагнетать ситуацию, видеть в интерактивных новинках один лишь вред, - считает Ирэна Пахомова. - К примеру, многих родителей пугает увлечение Монстрами Хай. А ведь в «монстре» заключён положительный психологический эффект. Это и профилактика страха смерти, и умение воспринимать себя неидеальным. Тот же Фёрби - более гуманный вариант, чем Тамагочи. Не ухаживаешь за Тамагочи - он умирает, а Фёрби просто засыпает. Я за игрушки, которые побуждают конструировать, додумывать доделывать. Нет необходимости и в большом количестве игрушек. Ребёнок привыкает, что ему все достаётся слишком легко, он лишается потребности мечтать, к чему-то стремиться.
Замечено, что многие новомодные интерактивные игрушки быстро надоедают. Они были всего лишь запретным плодом, поэтому уже на выходе из магазина дети теряют к ним интерес. У многих срабатывает принцип: «Хочу такую же, как у всех». Но пристально разглядев покупку, ребёнок понимает, что она ему не нужна. Есть мнение, что самая лучшая игрушка та, что сделана руками родителей. Стоит попробовать.МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Галина КУЗНЕЦОВА, завуч начальной школы № 52 Владивостока:
- Дети перестали читать, они не знают сказок, пословиц, не могут пересказать содержание элементарного рассказа, не запоминают автора произведения. Несмотря на огромное количество школ раннего развития, приходят в первый класс совершенно беспомощными. Они не умеют элементарно ручку держать: зажмут её в руках как обезьянки, и выводят каракули. На уроках письма сегодня ситуация катастрофическая. Но ведь кроме говорящих Фёрби и Тамагошек есть масса хороших развивающих игр на мелкую моторику, к примеру, конструктор Лего. Дети хорошо ориентируются в виртуальном мире, но порой они страшно далеки от окружающей реальности: не могут отличить город от страны, море от реки. Развитие представлений об окружающем мире у них крайне слабое. Думаю, что всё дело в родителях. Взрослые отгорожены от ребёнка стеной, не имеют представления, в какие игры он играет. А ребёнок рассуждает: «Зачем мне чтение, математика, если есть планшет?».
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Татьяна ШКАРИНА, руководитель органа по сертификации «Наука сервис» Дальневосточного федерального университета:- К сожалению, в последние годы в Приморском крае продавцы игрушек перестали обращаться в органы по сертификации и испытательные центры. Между тем, в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза игрушки подлежат обязательной сертификации. В крупных торговых сетях - миллионы игрушек, и отследить - каким путём они поступают к нам, практически невозможно. Продавцы в лучшем случае имеют московские сертификаты, но их корректность вызывает большие сомнения. На практике чаще проверятся в лучшем случае один типовой образец, а в худшем - испытания не проводятся вообще.
Родители должны отчётливо понимать - высокая цена не гарантирует качества. Главная гарантия - проведение соответствующих испытаний, к примеру, проверка игрушки на содержание в ней ртути, тяжелых металлов. Игрушки, безопасность которых не подтверждена, могут быть причиной кожного раздражения, аллергической реакции. Хотелось бы, чтобы в Приморье рынок игрушек повернулся бы к потребителям лицом и действительно показал, что его игрушки безопасны.