Эксперты ПМЭФ-2025 подчеркнули необходимость системной поддержки транспортного машиностроения
За последние годы был сделан значительный рывок в укреплении собственного технологического суверенитета

Сегодня российское транспортное машиностроение – один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. За последние годы был сделан значительный рывок в укреплении собственного технологического суверенитета. Ограниченный доступ к финансированию и искусственно возведённые барьеры в международном товарообороте создали дополнительные стимулы для развития собственных производств. Какие меры могут способствовать дальнейшей модернизации сферы, обсудили на профильной сессии на полях Петербургского международного экономического форума в четверг, 19 июня. Участие в дискуссии приняла генеральный директор ООО «Универсальная Логистика» (управляет АО «Восточный Порт») и ПАО «НПК ОВК» Ирина Ольховская.
В дискуссии «Атлант расправил плечи – будущее машиностроения в России», организованной ПАО «НПК Объединенная Вагонная Компания», приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти и государственных институтов, руководители ключевых авто-, вагонно- и машиностроительных корпораций, кредитных организаций и лизинговых компаний.
Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Альберт Каримов высоко оценил инициативу ПАО «НПК ОВК», одного из признанных лидеров отечественного транспортного машиностроения, в части организации тематической сессии на полях ПМЭФ-2025. Он, в частности, отметил, что для развития этой группы отраслей необходимо продолжать системную поддержку, синхронизировать решения государства и бизнеса, своевременно реагировать на текущие вызовы.
Генеральный директор ООО «Универсальная Логистика» (управляет АО «Восточный Порт») и ПАО «НПК ОВК» Ирина Ольховская, выступая на сессии, акцентировала внимание экспертов на том, что ситуация в грузовом вагоностроении, как и в других отраслях транспортного машиностроения, в настоящее время непростая.
Падение мировых цен на сырьевые ресурсы, дефицит провозных мощностей на сети АО «РЖД» привели к сокращению погрузки. Прежде всего, это касается зерна, чёрных металлов, каменного угля, минерально-сырьевых материалов и нефтяных грузов. По прогнозным итогам текущего года динамика спада в сравнении с максимальными значениями прошлых лет достигнет 24%. Уже сегодня 184 тысячи грузовых вагонов, а это 15% рабочего парка подвижного состава, находятся в отстое.
Кроме того, в связи с высокой стоимостью заемных средств и запретительным уровнем ставок по лизинговым сделкам, грузоотправители и транспортные компании вынуждены корректировать свои инвестиционные программы.
«Еще один серьезный вызов – высокая кредитная ставка, высокая ключевая ставка Центробанка. Текущий основной лизинговый инструмент на данный момент фактически запретительный, он доходит до цифр 25-30%. Это не позволяет нашим клиентам инвестировать в подвижной состав. Зона влияния рынка – это конкуренция. Мы считаем, что инновационный состав высококонкурентен и может позволить нивелировать дефицит пропускной способности. Одним количеством вагонов вывозить больший тоннаж на 7%», – подчеркнула Ирина Ольховская.
По словам эксперта отрасли, выходом из ситуации может стать снижение ключевой ставки до уровня минимум 18%, а также снятие ограничений на погрузку инновационного парка по всей сети железных дорог.
«В текущей ситуации дефицита провозной способности, безусловно, нужна реализация всех инвестиционных программ перевозчика – «Российских железных дорог». И выход не просто на отсутствие ограничений, а на профицит железнодорожной инфраструктуры для того, чтобы она не ограничивала экономику страны, чтобы мы наращивали и перевозки, и экспорт», – добавила генеральный директор компаний.
Участники сессии поддержали предлагаемые решения, отметив, что эти меры позволят поставить транспортное машиностроение, сумевшее за прошлые годы адаптироваться к внешним вызовам, на рельсы опережающего развития и придать ускорение российской экономике.