Они поют нам «Харе Кришна»,… виляя рыженьким хвостом
О людях, которые больше 20 лет являются неотъемлемой частью Владивостока, о «городских героях» - кришнаитах, очередная колонка П24.
Владивосток, ИА Приморье24. Обычный будний день. Жители Владивостока покидают свои душные офисы, выключают рабочие компьютеры и убирают в стол кипы бумаг. На улице – пыль, шум машин и скрежет строек. Уставшие за день горожане выходят «проветриться» на Спортивную набережную. Там пахнет морем, играют на барабанах и гитарах веселые люди, уличные торговки стоят перед столами, полными бижутерии, приморских сувениров и сладкой ваты. Дети бегут по мостовой, размахивая воздушными шариками и жареной картошкой «спиралью».
Среди всего этого гомона и шума уже издалека, на подходе к лестнице, слышна мелодичная музыка и напевы. Нарядные девушки и молодые люди спускаются по ступенькам. В руках у них – разноцветные красочные ткани (вейлы - прим.ред). Девушки – в длинных пестрых юбках. Один из парней напевает в микрофон известную всем жителям Владивостока мантру: «Харе Кришна, Харе Рама!», остальные идут и подпевают ему. Прохожие на миг замолкают и смотрят на нарядных, улыбающихся людей. Прекращают игру уличные музыканты, отвлекаются от разговора лоточницы. Среди пестрой толпы кришнаитов выделяются наши с фотографом серые в будничной одежде фигуры. В этот солнечный день мы с Варей решили пройти с «городскими героями» по их обычному маршруту, невольно став частью этой праздничной процессии.
ВОРОЧАЮЩИЕСЯ
«Харинама – это праздник Святого имени. Мантра-медитация, которая доступна каждому жителю нашего города. Мы поем Харе Кришна маха-мантру, чтобы мир вокруг стал добрее, светлее, радостнее, милосерднее. Это – мантра любви. Для неё не нужно чего-то особенного – достаточно просто собраться с единомышленниками и начать петь её на совершенно любой мотив», - объясняет нам Ольга, одна из членов центра Международное общество сознания Кришны во Владивостоке.
Мантра эта пришла к людям из Индии, страны, которая и по сей день сохраняет традиции и обычаи древней культуры. Кстати, сари девушки заказывают самые настоящие – тоже из Индии. Те, кто давно приобщился к Кришне и посетил множество святых мест, привозят их оттуда. Остальные заказывают через Интернет. Новички ездят по святым местам редко, зато «старожилы» центра уже побывали в каждом из значимых мест. Индия, к слову, не является родоначальницей кришнаитского учения – оно гораздо древнее, как говорят сами участники процессии. Просто в этой стране наиболее полными и неизменными остались древние обычаи и обряды.
В столице Приморья на праздники в Центре сознания Кришны собирается до 500 человек. А на еженедельную программу, которая начинается по воскресеньям в 14:00, регулярно приходит примерно 150 человек.
По будням же процессия начинает движение в 18:00 и стартует от торгового центра «Изумруд». Далее кришнаиты идут по Светланской в сторону Спортивной набережной. Участники Харинамы проходят вдоль всей набережной: от фонтана до спортивного комплекса «Олимпиец», а после возвращаются назад, не прерывая танцев и пения. Проходят мимо уличных аттракционов, лотков с мороженым и сладкой ватой, мимо фигурок тигрят на аллее. Люди провожают их улыбкой, часто останавливаются, чтобы сфотографироваться на фоне разноцветной колонны. Пожалуй, именно набережная – самое подходящее место для такой процессии. Люди ходят сюда отдохнуть, расслабиться. Даже те, кто работает тут каждый день, выглядят вполне умиротворенно. Набережная – сама по себе маленький праздник, но пение и танцы в красочной одежде делают пребывание здесь ещё радостнее.
«Традиция Харинамы во Владивостоке была и раньше. Но регулярные ежедневные шествия стали проводить только в 2007 году. Мы стараемся выходить в любую погоду. Ну, разве что в ливень не ходим. А так, даже если мороз на улице – просто одеваемся потеплее и немного сокращаем маршрут», - рассказала корреспонденту П24 Ананда, один из видных кришнаитских деятелей Владивостока.
«Кришнаиты очень приятные люди. Мы всегда стараемся избегать критики, соблюдаем этикет: младший по отношению к старшему, а так же мужчина по отношению к женщине, и наоборот. Выступаем против насилия, поэтому пища, которую мы принимаем, исключительно вегетарианская», - делится основами этой культуры Ольга.
Кроме того, в кришнаитском сообществе никто не курит, не употребляет алкоголь и дурманящие вещества, не играет в азартные игры. Разве что совсем «новенькие», недавно пришедшие – но и те быстро отказываются от пагубных привычек. Дело в том, что сторонники этой религии – приверженцы чистоты – как внешней, так и внутренней.
«Я пришла в кришнаизм в 1997 году. До этого немного увлекалась буддизмом и христианством. Но сознание Кришны оказалось для меня ближе всего. В первую очередь, здесь очень много чистоты, и здесь есть ответы на все мои вопросы. В первую очередь, мы хотим дать людям возможность соприкоснуться с духовной энергией. Сейчас очень редко ходят в храмы – нет времени, нет возможности. А мы со своими шествиями даем людям шанс соприкоснуться с чем-то божественным, почувствовать себя частью этого мира», - говорит Ананда.
Возраст и социальный статус участников Харинамы – совершенно разный. Студенты, менеджеры, инженеры, домохозяйки, повара, актёры и даже бизнесмены – их всех объединяет общая идея.
«Кришнаиты живут практически так же, как и все жители Владивостока. Домашние хлопоты, работа, встречи с друзьями. Единственное, что обязательно - это духовная практика. Обычно для неё отводятся утренние часы. Идеальный день начинается около 4 часов утра, далее медитативная практика, которая длится минимум 2 часа, затем чтение духовной литературы. Ну, а участники Харинамы заканчивают свой день в праздничном шествии, чтобы поделится со всеми счастьем, которое обретают в сознании Кришны», - отметила Ольга.
А процессия тем временем уже дошла до конца набережной. За ними по пятам бежит маленькая собачка – питомец одной из поклонниц Кришны и неизменный спутник владивостокской Харинамы. Зовут его Мартин, и он сопровождает процессию уже более трёх лет. Там, где музыка и танцы с разноцветными тканями – там и маленький хвостик Мартина. Пёсик – один из самых постоянных спутников процессии. Он «привёл» туда и свою хозяйку Эмму Степановну: пожилая женщина теперь старается всегда во время прогулок следовать за красочным строем. Участники Харинамы рассказывают, что Мартин часто «подпевает» им. Как только услышит звуки шествия – сразу радуется, машет хвостом и радостно лает. А потом бежит следом и бодро подвывает – тоже читает мантру вместе со всеми.
Процессия развернулась и последовала обратно – к фонтану. Девушки все так же изящно махали в воздухе голубыми и белыми легкими платками и напевали мантру. Прохожие оглядывались на них, кто-то останавливался, чтобы сфотографировать, кто-то – просто улыбался и внимательно провожал взглядом. Харинама – древний кришнаитский обычай – уже больше двадцати лет является неотъемлемым элементом городского облика. Почти каждый горожанин, встречающий в центре жизнерадостную танцующую колонну людей, узнает их.
«Особенно торговцы на набережной нас любят. Я брала у них интервью, и была очень тронута, сколько теплых слов сказали о нас продавщицы. Знают нас, нравимся им», - улыбается Ананда.
Мы с фотографом следовали за процессией до самого конца. Солнце клонилось к закату, освещая бледноватой бронзой всю набережную. Путалось в нарядных тканях кришнаитов, зайчиками пробегало по парапетам набережной и спинам белых пони, что катают детей. Море пахло солоновато, медленно ударяя волнами о пирсы. Девушки шли, улыбаясь, и будто бы не обращали внимания на происходящее. И в то же время чувствовалось, что сейчас они – почти одно целое с окружающим их многоцветным солнечным миром, с этим морем, небом и людьми.