Минрегион в пику Минфину подготовил "раздутую" программу развития Дальнего Востока
Госпрограмма развития региона наполнена множеством бюджетных маневров, эксперты не уверены в том, что все их удастся пройти.
Владивосток, ИА Приморье24. Минрегион передает в правительство проект госпрограммы развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2020 года общей стоимостью 2 трлн руб.
Белому дому, как и в случаях других госпрограмм, предлагается выступить арбитром между Минфином и Минрегионом по вопросу увеличения расходов на 2013 год в 3,5 раза и в 11 раз на 2014 год. Эксперты сомневаются, что мероприятия госпрограммы получится реализовать полностью.
Проект госпрограммы «Социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона» до 2020 года был разработан Минрегионом на основании майских указов президента Владимира Путина «О долгосрочной государственной экономической политике».
На госпрограмму предлагается потратить из федерального бюджета 2 трлн руб. до 2020 года. Структура документов предусматривает расходы по четырем основным направлениям. Два из них в меньшей степени уже финансируются из действующего бюджета и подтверждены в проекте бюджета на 2013–2015 годы. Это завершающиеся в 2013 году ФЦП развития Дальнего Востока и Забайкалья и в 2015 году ФЦП развития Курил.
Главная новация Минрегиона в том, что он предлагает не просто продолжить действие этих ФЦП до 2016 и 2018 годов соответственно, но и открыть два новых направления для инвестиций бюджетных средств. Речь идет о подпрограммах развития «энергетической инфраструктуры» общей стоимостью до 2020 года 295 млрд руб. и развития «транспортной инфраструктуры» (оценена в 722 млрд руб.). Как следует из сопроводительного письма, предложения уже обсуждались у первого вице-премьера Игоря Шувалова в феврале и на двух совещаниях с премьер-министром Дмитрием Медведевым в июле.
При сравнении структуры документа с проектом федерального бюджета на предстоящую трехлетку, в сентябре одобренного правительством и в настоящее время рассматриваемого Госдумой, очевидно, что только меньшая ее часть обеспечена финансированием в 2013 и 2014 годах.
Разрыв с бюджетной реальностью на следующий год составляет более чем 3,5 раза, а в 2014 превысит 11 раз. Как минимум на ближайшие два года пожелания Минрегиона в бюджете не учтены — существенный рост финансирования развития Дальнего Востока и Забайкалья запланированы Минфином только с 2015 года, когда в бюджете предлагается открыть финансирование этой госпрограммы в размере 590 млрд руб. Два года до этого предлагается ограничить финансирование в размере 51 млрд руб. в 2013 году и 16,7 млрд руб. в 2014 году. Минрегион настаивает на равномерном финансировании в эту трехлетку в размере 760 млрд руб.
Еще одна новация Минрегиона — предложение ввести в структуру подготовки госпрограмм обратный отсчет. За два месяца до окончания 2012 года в документе предложены к финансированию расходы текущего года. Так, подпрограмму развития транспортной инфраструктуры в 2012 году предлагается профинансировать на 109 млрд руб. Заодно документом предлагается дополнить и действующую бюджетную терминологию новым определением расходов — все неучтенные в бюджете расходы именуются как «аналитическое ресурсное обеспечение и справочная оценка расходов федерального бюджета».
Как сообщили в Минрегионе, проект госпрограммы уже рассматривался Минфином и будет в ближайшее время внесен в правительство «с разногласиями».
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич не очень верит в возможность выполнения новой госпрограммы в полном объеме. Ведь федеральному бюджету необходимо будет изыскивать не менее 100 млрд руб. ежегодно на мероприятия программы. К примеру, бюджет Приморского края — около 100 млрд руб., говорит она.
«При этом в рейтинге бюджетных инвестиций в регионы России первое место по итогам 2011 занимает Краснодарский край (до 13% вливаний), второе место по итогам прошлого года заняли Москва и Приморский край (9-10%)»,— отмечает Наталья Зубаревич.