Ирина Бахтина: "Мы боялись ехать во Владивосток... но нашли здесь друзей"

Документальный фильм о староверах, снятый в Приморье, стал одной из самых громких лент "Меридианов Тихого".

1348880310_b34c5a98-c731-43fb-b82a-1cb9e81c7d23_article_details-1.jpg

Владивосток, ИА Приморье24. В рамках программы «Сделано во Владивостоке» режиссер-документалист Ирина Бахтина в этом году показала фильм «В поисках рая». Зрителей фильм собрал множество – все помнили, какой сенсацией стала на VIII кинофестивале «Меридианы Тихого» лента Ирины Бахтиной «Дальневосточный исход» о семье Янковских.

- Ваш проект «В поисках рая» - это?..

- Это фильм о староверах. Он начался с газеты, которую однажды протянула мне владивостокский журналист Наталья Островская. Там была статья о староверах, переехавших в Приморье из Уругвая. Год эта газета пролежала у меня на столе, с первой страницы смотрела фотография родителей героя фильма «В поисках рая» - Алеши Килина, Федора Савельевича и Татьяны Егоровны. Они меня как будто звали. Я боялась ехать в тайгу, это меня пугало… Но потом собралась, канал «Культура» дал деньги, а во Владивостоке мне удалось найти оператора Анатолия Петрова, которого я считаю одним из лучших в стране. Он, кстати, снимал тигров и знает тайгу, поэтому с ним было не так страшно. И мы поехали…

Это были одни из самых ярких моих съемок. Кино сделалось как песня! Столько было всего, что я не могла вычленить главную тему, о чем кино… И понимание пришло значительно позже: тогда, когда мы поехали снимать фильм об американском православии. В одном из православных храмов США в Вашингтоне я показала «В поисках рая». И зрители стали мне говорить, что главное, что они увидели в фильме, - то, с каким достоинством, несмотря на невероятные сложности, староверы сохраняют себя, свою веру, свой стержень… И я поняла, что слова «честь и достоинство» к семье Килиных относятся напрямую. И что фильм об этом. Затем я поняла, что второе важное направление в фильме – живая вера. Не схоластическая, не обрядовая – у нас в стране многие, называя себя православными, соблюдают только внешнюю, обрядовую часть, формальности, не живя с богом в душе. А староверы поразили меня тем, что их вера живая, что она вела их по жизни столетиями и не дает исчезнуть и погибнуть сегодня.

А третья составляющая фильма – о единении с природой. О том, чего мы все больше и больше лишаемся, от чего удаляемся.

Встреча с публикой в рамках показа фильма на «Меридианах Тихого» была для меня очень важна, потому что я работаю на телевидении и редко встречаюсь с публикой вживую. Удивило, что зал был практически заполнен, хотя и в будни, в обед… И я порадовалась, что во Владивостоке так любят документальное кино. Всех интересовала судьба староверов, что с ними будет дальше. Все окружили Алешу Килина, разговаривали с ним… Фильм людей эмоционально всколыхнул, и я считаю в этом смысле свою задачу выполненной.

- Почему вы в свое время обратились к теме эмиграции из Владивостока?

- Российский фонд культуры и продюсер Елена Чавчавадзе уже более 10 лет назад решили собрать воедино историю русской эмиграции и каждый раз открывали просто невероятные, но забытые страницы.

Я на тот момент также делала документальные фильмы про эмиграцию, но про современную. И кроме того, нас объединяло мнение: историю необходимо восстанавливать, записывая очевидцев, а будущие поколения разберутся, кто прав, кто виноват. Можно сказать, мы сошлись общими интересами и мнениями. И, поскольку в нашей стране к событиям революции и эмиграции до сих пор неоднозначное отношение, мы не делали выводов. Мы просто собирали воспоминания тех, кого удавалось найти. Но найти удавалось в основном истории эмигрантов, покидавших Россию из Крыма. И неожиданно мне попалась книга Янковского – и мы узнали, что четверть миллиона человек уехало из России через Приморье. Тема была интересная, но мы все боялись ехать во Владивосток, что-то такое ужасное мерещилось… Но однажды в фонд пришла Лариса Белоброва и сказала: «Вы боитесь ехать к нам? Я даю гарантию: все будет хорошо!». Вот так в 2005 году я приехала со съемочной группой во Владивосток, познакомилась с Натальей Шахназаровой и Александром Долудой. Они, а также Лариса Дмитриевна стали нашими друзьями и нашими главными помощниками. Так родился фильм.

- Почему вы решили снимать документалистику, ведь в каком-то смысле это отказ от амбиций творческих, нет?

- Конечно, снимать игровое кино это очень здорово, но требует много сил. А я девушка слабая… К тому же люблю копаться в архивах, что-то открывать, общаться с людьми – живыми, не играющими никаких ролей… И очень люблю путешествовать. И я могу зрителям, сочетая все вышесказанное, представить больше, чем какие-то выдуманные истории, которые воздействуют, конечно, на их эмоции, но не привязаны к реальной жизни.

- Сложно ли вам – как это положено документалисту – держать, скажем так, свое мнение при себе, скрывать авторскую позицию?

- Это невозможно. Как ни прячься, она все равно вылезет. И это хорошо. Главное – сохранить документальность и больше опираться на архивы и документы, а не на свое мнение.

Открывать зрителю неизвестные страницы истории действительно важно, потому что, как мы сейчас убедились, в России пока никак не восстанавливается духовная среда. Уже 20 лет прошло после перестройки, а лучше не становится… И я думаю, что пока не откроются все тщательно скрываемые раньше страницы истории, этого важного движения вперед не будет.

- Историк моды Александр Васильев однажды сказал, что из России революция, а затем репрессии изгнали ту часть аристократии и интеллигенции, которая формировалась 300 лет. И что для возникновения потребуется столько же времени…

- Боюсь, что я с ним соглашусь. Хотя сейчас, по своей дочери я это вижу, растет поколение, рожденное уже не в СССР, которое знает, что такое Интернет и видит мир не так, как мы, причем с самого начала. И может быть, мы не вернемся к той интеллигенции, которая была в позапрошлом веке, но возникнет новое поколение – более открытое, космополитичное…

В свое время крепостное право, отмененное незадолго до революции, а потом и железный занавес сформировали в наших людях особую, очень закрытую психологию. Возможно, нет другой такой страны, где так бы боялись и отрицали новое.

Но молодое поколение смотрит на мир совершенно иначе. Они знают, что надо обязательно смотреть, как живут другие люди. Тогда мы сами начнем жить лучше…

- Намерены ли вы вернуться к теме дальневосточной эмиграции?

- Когда весной этого года умерла Лариса Андерсен, мне очень захотелось вернуться к этой теме. С Ларисой Андерсен меня уже много лет связывают особые нити, я познакомилась с нею лично, жила несколько дней в ее доме. И она как раз много рассказывала о дальневосточной эмиграции, думаю, ее рассказы станут толчком к новому фильму…

Другие материалы рубрики "Общество"
e42c7d41f4273a5ba2cae96ca6a525f70b576673.png

В день можно съедать 50 граммов сахара

Если сократить потребление сладкого, это может положительно отразиться на здоровье

89a8c15c103ca31e6e310073cc75a64d6b62aa25.jpeg

Работнику продлят отпуск, если он заболел во время него

Листок нетрудоспособности передавать тоже не нужно — о нем в организацию сообщит Соцфонд

789a0ee3e80cd7c4abb5b527170e78477f0069ce.jpeg

В Госдуме предложили пересмотреть школьное меню

Школьникам крайне важно придерживаться правильного питания