Петр Щедровицкий: Дисбаланс вызывает кризис

Известный эксперт, участник саммита АТЭС прокомментировал сложившуюся ситуацию.

1347147737_psch.jpeg

Владивосток, ИА Приморье24. В первом саммите АТЭС, проходящем в России, на острове Русский, приняли участие более 750 делегатов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В числе ключевых экспертов: представители бизнеса, государственных структур, университетов, «мозговых трестов», консультационных фирм, научных организаций и инновационных технологических компаний.

«Можно констатировать, что среди экспертного сообщества постепенно формируется понимание того, что экономический кризис, ставший явным в 2007-2009 годах, вызван не только процессами, происходящими в финансовой сфере. Как и кризис 60-70-х годов 19 века, - говорит участник саммита советник генерального директора ГК «Росатом», член правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад» Петр Щедровицкий.

Речь шла о нарастающем разрыве между темпами и качеством экономических процессов, происходящих в мире в связи с формированием новой системы потребительских стандартов и новой технологической платформы роста, с одной стороны, и качеством инфраструктур, доставшихся нам в наследство от предыдущего большого экономического цикла – с другой. Грубо говоря, эти инфраструктуры, создававшиеся, в основном, во второй половине 20 века, сегодня не соответствуют требованиям новой экономики и выросшего населения планеты.

Понятие инфраструктуры достаточно сложно и многозначно. В подавляющем большинстве случаев, это понятие трактуется узко. Имеются в виду, прежде всего, так называемые жесткие инфраструктуры: транспорт, энергетические системы, системы водообеспечения, городская застройка. Однако, новые задачи развития, стоящие перед регионами и странами в условиях глобализации экономики, настоятельно требует более широкой трактовки «инфраструктурных ограничений» и «инфраструктурных условий» развития. Сегодня под инфраструктурами следует понимать и качество среды обитания, прежде всего - городской среды, и пакет жестких инфраструктур, и пакет мягких инфраструктур, таких как системы коммуникации и связи, образования, здравоохранения, финансового обеспечения, безопасности, стандартизации, мониторинга и контроля состояния технических объектов и среды обитания человека.

Ясно, что качество этих инфраструктур в различных странах и регионах сильно отличается друг от друга. Еще более серьезные отличия существуют в области нормировки и стандартизации как технических требований к этим инфраструктурам, так и к их «пропускной способности», то есть к процессам, которые должны быть обеспечены и поддержаны этой инфраструктурой. Ведь по своей сути, «инфраструктура» - это след и русло для процессов жизни и деятельности людей. Это русло может быть «удобным» или нет, избыточным или «недостаточным», инфраструктура может быть создана с учетом будущего развития, а может уже на стадии проектирования оказаться не достаточно ёмкой. Дороги могут вызывать пробки и заторы, а количество «рукавов» в новом аэропорту недостаточным для приема завтрашнего пассажиропотока.

Итак, именно АТР, где сегодня идут самые мощные процессы экономического и социального развития, имеет наиболее неравномерную по уровню и качества развития инфраструктуру.

"Дисбаланс между первым и вторым и вызывает кризис, приводящий к нарушению перетоков ключевых ресурсов: сырьевых, биосферных, продовольственных, кадровых, финансовых, знаниевых, организационных. Кризис, который мы, сегодня описываем и видим с разных частных позиций", - резюмировал Петр Щедровицкий.

Эксперты саммита сошлись во мнении, что современная инфраструктура - основа устойчивого роста. Именно так называлась одна из центральных дискуссий первого дня делового саммита. Они также согласны с тем, что недостатки инфраструктуры приводят к существенным потерям: например, в сфере транспорта -  более 10 % продуктов питания.

На саммите АТЭС  широко обсуждались вопросы обеспечения растущего населения АТР водой и продовольствием, транспортно-логистическими услугами, современным образованием и здравоохранением. Серьезное внимание было уделено качеству интеграционных процессов, развитию торговли, созданию современной нормативной базы, развитию финансовых рынков и мультивалютной системы, адаптации городов - как в плане их «физических» характеристик, так и в плане системы управления.

Отдельное обсуждение было посвящено эволюции среднего класса, численность которого в мире неуклонно растет и к 2015 году по прогнозам экспертов может достигнуть 3, 5 , а к 2050 году - 6,5 миллиардов человек.

Другие материалы рубрики "Общество"
f942eddeb9ff9eb52585260f577e2a318f98513c.jpeg

Тайны древних городов хранит морское побережье Приморья

Ученые обнаружили здесь следы культуры, существовавшей еще много веков назад

5f8b78e09cb3dee43a3c8ea15b9b9723e974bfcd.jpeg

Следком возбудил уголовное дело после обрушения спортзала в школе Артема

Администрации нанесен крупный материальный ущерб

f2785026e2ab64dc478031bb3d90961457347c7f.jpeg

Из Владивостока могут запустить новый рейс в Гонконг

Это будет способствовать развитию туристических связей