Петр Щедровицкий: Дисбаланс вызывает кризис
Известный эксперт, участник саммита АТЭС прокомментировал сложившуюся ситуацию.
Владивосток, ИА Приморье24. В первом саммите АТЭС, проходящем в России, на острове Русский, приняли участие более 750 делегатов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В числе ключевых экспертов: представители бизнеса, государственных структур, университетов, «мозговых трестов», консультационных фирм, научных организаций и инновационных технологических компаний.
«Можно констатировать, что среди экспертного сообщества постепенно формируется понимание того, что экономический кризис, ставший явным в 2007-2009 годах, вызван не только процессами, происходящими в финансовой сфере. Как и кризис 60-70-х годов 19 века, - говорит участник саммита советник генерального директора ГК «Росатом», член правления фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад» Петр Щедровицкий.
Речь шла о нарастающем разрыве между темпами и качеством экономических процессов, происходящих в мире в связи с формированием новой системы потребительских стандартов и новой технологической платформы роста, с одной стороны, и качеством инфраструктур, доставшихся нам в наследство от предыдущего большого экономического цикла – с другой. Грубо говоря, эти инфраструктуры, создававшиеся, в основном, во второй половине 20 века, сегодня не соответствуют требованиям новой экономики и выросшего населения планеты.
Понятие инфраструктуры достаточно сложно и многозначно. В подавляющем большинстве случаев, это понятие трактуется узко. Имеются в виду, прежде всего, так называемые жесткие инфраструктуры: транспорт, энергетические системы, системы водообеспечения, городская застройка. Однако, новые задачи развития, стоящие перед регионами и странами в условиях глобализации экономики, настоятельно требует более широкой трактовки «инфраструктурных ограничений» и «инфраструктурных условий» развития. Сегодня под инфраструктурами следует понимать и качество среды обитания, прежде всего - городской среды, и пакет жестких инфраструктур, и пакет мягких инфраструктур, таких как системы коммуникации и связи, образования, здравоохранения, финансового обеспечения, безопасности, стандартизации, мониторинга и контроля состояния технических объектов и среды обитания человека.
Ясно, что качество этих инфраструктур в различных странах и регионах сильно отличается друг от друга. Еще более серьезные отличия существуют в области нормировки и стандартизации как технических требований к этим инфраструктурам, так и к их «пропускной способности», то есть к процессам, которые должны быть обеспечены и поддержаны этой инфраструктурой. Ведь по своей сути, «инфраструктура» - это след и русло для процессов жизни и деятельности людей. Это русло может быть «удобным» или нет, избыточным или «недостаточным», инфраструктура может быть создана с учетом будущего развития, а может уже на стадии проектирования оказаться не достаточно ёмкой. Дороги могут вызывать пробки и заторы, а количество «рукавов» в новом аэропорту недостаточным для приема завтрашнего пассажиропотока.
Итак, именно АТР, где сегодня идут самые мощные процессы экономического и социального развития, имеет наиболее неравномерную по уровню и качества развития инфраструктуру.
"Дисбаланс между первым и вторым и вызывает кризис, приводящий к нарушению перетоков ключевых ресурсов: сырьевых, биосферных, продовольственных, кадровых, финансовых, знаниевых, организационных. Кризис, который мы, сегодня описываем и видим с разных частных позиций", - резюмировал Петр Щедровицкий.
Эксперты саммита сошлись во мнении, что современная инфраструктура - основа устойчивого роста. Именно так называлась одна из центральных дискуссий первого дня делового саммита. Они также согласны с тем, что недостатки инфраструктуры приводят к существенным потерям: например, в сфере транспорта - более 10 % продуктов питания.
На саммите АТЭС широко обсуждались вопросы обеспечения растущего населения АТР водой и продовольствием, транспортно-логистическими услугами, современным образованием и здравоохранением. Серьезное внимание было уделено качеству интеграционных процессов, развитию торговли, созданию современной нормативной базы, развитию финансовых рынков и мультивалютной системы, адаптации городов - как в плане их «физических» характеристик, так и в плане системы управления.
Отдельное обсуждение было посвящено эволюции среднего класса, численность которого в мире неуклонно растет и к 2015 году по прогнозам экспертов может достигнуть 3, 5 , а к 2050 году - 6,5 миллиардов человек.