"Кадровая болезнь" уничтожает приморскую госмедицину
В то время как кадровый вопрос в государственных больницах Уссурийска остается одним из самых злободневных, молодые специалисты в массовом порядке меняют место работы, отдавая предпочтение частным клиникам.
Владивосток, ИА Приморье24. О "кадровой болезни" и о том, почему государство не любит частную медицину, корр. ИА Приморье24 рассказал генеральный директор медицинской клиники "Возрождение XXI" Виктор Ширковец.
Молодежь на работу в государственные больницы и клиники попросту не идет: сейчас обеспеченность кадрами в этом сегменте здравоохранения составляет приблизительно 50-60%. Большинство выпускников медицинского колледжа ищут работу в совершенно посторонних, далеких от медицины отраслях. Особенно печалит, что среди них и самые талантливые, подающие во время учебы большие надежды.
Причины такого выбора у выпускников "Уссурийского медицинского колледжа" лежат на виду: государство не способно обеспечить медикам достойный уровень жизни.
"Зарплата 7-8 тысяч — ну куда это годится? Вот вы во Владивостоке, молодой человек, сможете прожить на такие деньги месяц? Если нет квартиры, родственников, которые могут помогать?", - спрашивает Ширковец.
Ответ очевиден — ни во Владивостоке, ни в Уссурийске молодому человеку, вчерашнему студенту, на такие деньги прожить невозможно. В свою очередь, если врач работает на трех ставках одновременно, КПД его деятельности — 0%. А между тем, у завотделением КГБУЗ "УЦГБ" Аркадия Козлова, работающего на две ставки, то есть, круглосуточно, "на руки" выходит 28 тыс. рублей. Только попробуй еще дослужись до заведующего реанимацией — с такими-то условиями.
Тут возникает еще один парадокс. Государство откровенно и порой демонстративно не любит частную медицину, хотя в этом секторе трудятся те же самые кадры, порой покинувшие госучреждения буквально вчера. Стандарты, проверки, требования — одинаковы, что для "частников", что для бюджетников, но любое достижение вторых и достижение первых моментально подхватываются СМИ, создавая вполне определенный имидж.
"Сегодня мы провели 7 операций, вчера — тоже 7, завтра проведем 6, - говорит Виктор Ширковец. - Да, они проводятся за деньги, но ведь и в госклиниках сегодня нужно платить буквально за все: материалы, импланты, стационар, обследования. Я считаю, что в государственных больницах слово "платите!" вообще не должно звучать не при каких обстоятельствах".
Ширковец знает, о чем говорит: стационар его клиники заполнен, среди пациентов — вовсе не денежные мешки на тюнингованных машинах. Автор этих строк своими глазами видел семейную пару пенсионеров, которые двигались только благодаря помощи друг друга, но при этом не решились обратиться за помощью к государственной медицине.
Сейчас в штате у Виктора Ширковца 170 человек, и расширение идет постоянно — какого-то фиксированного количества сотрудников в клинике нет. Ставка делается на расширение, постоянный поиск новых молодых специалистов, которых привлекают собственными методами.
"Сейчас подъемные на деревне ситуацию не исправят, нужен наставник, который реально мог бы чему-нибудь научить, работа должна быть интересной, захватывать талантливую молодежь", - уверен Ширковец. Он вообще считает, что необходимо вернуть обязательную отработку "разнарядки" после окончания учебного заведения.
Обучение, обмен опытом, постоянный профессиональный рост — всему этому в госклиниках (и в Уссурийске эта ситуация заметна особенно отчетливо) уделяют на удивление мало внимания. Получается замкнутый круг — талантливые уходят, а новобранцы учатся у тех, кто остался. Следующее поколение будет учиться уже у них. Все это, по сути, один большой легальный бизнес, правда, по последним опросам, недовольных государственной медициной в стране уже 91%. 4 года назад был 41%.