Эксперт: "Какой дефект мешает "Боингам"?
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал письмо об отзыве сертификата типа Boeing-737, что может повлечь остановку полетов всего российского парка 737-х. Ситуацию комментирует к.э.н. Иван Андриевский, первый Вице-президент «Российского союза инженеров».
Владивосток, ИА Приморье24. Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал письмо об отзыве сертификата типа Boeing-737, что может повлечь остановку полетов всего российского парка 737-х. Ситуацию комментирует к.э.н. Иван Андриевский, первый Вице-президент «Российского союза инженеров».
- Формулировки МАК, являющиеся обоснованием для отзыва сертификата, не содержат четких определений о реальном состоянии безопасности самолетов Boeing. МАК опубликовал ответ службы сертификации США (FAA), в котором не содержится вывод о том, что «самолеты типа Boeing-737 в части отказобезопасности системы управления рулем высоты, находятся в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию». При этом какие именно выводы содержатся в ответе FAA и каким был сам запрос, МАК не сообщает. Также в письме МАК упоминается годовая переписка Росавиации и FAA относительно «срочных доработок для обеспечения безотказности системы управления рулем высоты самолетов типа Boeing-737». То есть указывается на определенные проблемы, о которых Росавиация знала, но продолжала эксплуатацию самолетов этого типа.- Все это вызывает определенные вопросы – если речь идет о необходимости «срочных» доработок, то возникают определенные претензии к Росавиации, которая допускала использование потенциально неисправных машин. С другой стороны, детали самой переписки не известны, о каких именно недостатках и о каких именно самолетах шла речь – неизвестно. Действия МАК, который, судя по всему, был в курсе переписки Росавиации с FAA также не понятны – почему запрос в FAA был сделан именно сейчас, а не год назад, когда, по информации МАК, и стало известно об определенных претензиях к безопасности 737-х.
- При этом стоит признать, что проблемы с управлением рулем высоты у Boeing действительно были. В 90-х годах проблемы с рулевой системой стали причиной нескольких авиапроишествий с самолетами Boeing. Однако производственный дефект был обнаружен и устранен, и с нулевых годов самолеты Boeing выпускались уже исправными.- Тем не менее, в 2010 в Китае прошла тотальная проверка всех самолетов Boeing-737 на предмет неисправности рулевой системы. Проверка была связана с авиапроисшествием с машиной этого типа, причиной которой также стали неполадки в рулевой системе. Однако проверка прошла без особых последствий как для авиаотрасли Китая, так и для американского авиастроителя. На данный момент Китай уже приобрел около 1,5 тыс. самолетов Boeing, а в сентябре заключил контракт на покупку еще 300 самолетов у этой компании. То есть Китай, являющийся одним из ключевых для Boeing рынком, по-прежнему уверен в надежности этой марки.- Какие можно сделать из этого выводы? Проблемы с рулевым управлением у Boeing действительно могут быть, и отзыв сертификата МАКом вполне может иметь серьезные основания. Вопрос – в каких машинах дефект может встречаться? Если это старые модели, произведенные до исправления действительно имевшегося в 90-х годах дефекта и находящиеся в эксплуатации – это один момент. Но тогда МАКу стоило бы уточнить – какие именно самолеты небезопасны и не отзывать сертификат у всех моделей Boeing-737.А если это новый дефект, обнаруженный специалистами МАК и Росавиацией, то это уже серьезная проблема для Boeing и для многих авиакомпаний во всем мире.