Стратегия развития Владивостока до 2030 года: новый узел современной экономики Дальнего Востока и АТР

Во Владивостоке продолжается работа по актуализации Стратегии и стратегического плана развития Владивостока до 2030 года. 

1446699281_0afbac23ef1a7413a0375351c11ce13b.jpg

Владивосток, ИА Приморье24. В рамках научно-исследовательского проекта в администрации города состоялась стратегическая сессия, в ходе которой разработчики представили промежуточные итоги выполнения первого этапа работы. Работа сессии прошла под председательством заместителя главы администрации Владивостока Натальи Зубовой.

Напомним, «Стратегия и стратегический план развития города Владивостока» до 2020 года была разработана по заказу администрации Владивостока и принята Думой города в 2011 году. С тех пор многое изменилось в жизни города и края: масштабные изменения внесли подготовка и проведение во Владивостоке в 2012 году саммита АТЭС. В 2014 году было подписано соглашение о создании Владивостокской агломерации, в конце 2014 года принят федеральный закон о территориях опережающего социально-экономического развития, а с октября 2015 года вступил в действие федеральный закон «О свободном порте Владивосток». Все это стало основанием для актуализации работы.

Для проведения научно-исследовательских работ по теме «Актуализация Стратегии и стратегического плана развития города Владивостока до 2020 года с продлением срока действия до 2030 года» был создан консорциум во главе с Дальневосточным федеральным университетом, в состав которого вошли: Международный центр развития регионов (Москва), Исследовательский институт Номура (Токио – Москва), ДНИИМФ (Владивосток), ВГУЭС, а также пул экспертов из многих организаций России, представляющих ведущие аналитические центры страны, специализирующиеся на стратегическом планировании развития городов.

Руководитель группы разработчиков - директор Дальневосточного центра экономического развития и интеграции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе ДВФУ, профессор Александр Абрамовпредставил краткий анализ социально-экономического положения Владивостока, отметил основные тенденции и проблемы в области развития экономики, социальной инфраструктуры, демографии. Были отмечены как позитивные, так и негативные факторы и тенденции, что поможет в дальнейшем разработать оптимальные мероприятия для роста и развития города и региона.

В докладе профессора Александра Абрамова были сформулированы основные гипотезы для актуализации Стратегии развития города на период до 2030 года:

1. Владивосток - новый центр генерации национального богатства на Дальнем Востоке России.2. Владивосток - город гармонично развитых людей с гармонично развитой эффективной экономикой и доброжелательной городской средой. Владивосток – один из мировых интеллектуальных, предприимчивых и культурных городов-лидеров России в АТР.

3. Владивосток – это новый узел современной экономики АТР, которая является сетью сетей городов, транспорта, инвестиций, информационных центров и ЦОД, энергетики, торговли и других секторов. Владивосток – это вновь создающийся узел это сети сетей.

С докладом о ситуации в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры выступил представитель Дальневосточного научно-исследовательского, проектно-изыскательского и конструкторско-технологического морского флота. Участник консорциума – ВГУЭС -представил анализ возможности участия муниципальных программ Владивостока в государственных программах Российской Федерации и Приморского края, включая систематизацию предложений о необходимости разработки соответствующих муниципальных программ Владивостока.

Участниками сессии стали также представители Исследовательского института Номура (Япония) - глава московского филиала Ивата Акира и заместитель главы московского филиала, исполнительный директор института Андрей Родионов. Эксперты рассказали собравшимся о предварительных итогах анализа внешних факторов, влияющих на развитие региона, провели оценку позиций Владивостока в сравнении с городами АТР.

Так, ключевыми факторами влияния можно назвать радикальное снижение мировых цен на природные ресурсы, усиленные темпы развития северо-восточных провинций Китая, создание Шелкового пути и ряд других. Специалисты также отмечают, что на развитие экономики в регионе будет влиять даже расширение Суэцкого и Панамского каналов – по прогнозу, это потребует увеличения среднего размера контейнеровозов в мире, приведет к усилению конкуренции морских портов, что, к примеру, заставит «отстающих» проводить дноуглубительные работы.

Андрей Родионов сделал краткий обзор развития таких мировых городов, как Токио, Шанхай, Сингапур и Гонконг: конечно, эти города сильно отличаются от Владивостока, но есть и ряд схожих черт. Именно поэтому этапы развития этих городов, их опыт может быть полезным для Владивостока.

Например, все эти города прошли этап концентрации промышленности в городах, а затем – пришли к необходимости освободить многие набережные и городские территории для людей, выведя предприятия за границы исторических и деловых центров. Интересен опыт решения транспортных проблем, развития туризма, других отраслей экономики.

Как отметили японские исследователи, пока Владивосток не входит в рейтинги мировых городов, но, бесспорно, город обладает огромным потенциалом, что необходимо использовать. К слову, время от времени в топы мировых столиц и супер-городов вдруг «врываются» небольшие города на разных континентах, которые бьют рейтинги по комфортности, человечности городской среды, туристической привлекательности, удивляют неким особенным духом. И многое в таком прорыве зависит от активности жителей. Владивосток, по мнению ученых, при правильном выборе пути развития в перспективе может войти в такие рейтинги.

Среди ключевых условий правильного пути развития – смена структуры экономики с нынешней - в основном сырьевой - на перерабатывающую, причем высокотехнологичную. Как подчеркнул в своем комментарии Андрей Родионов, Владивосток мог бы сделать ставку на развитие рыбной отрасли, причем, разместить здесь глубокую переработку (сейчас зачастую продукция уходит в качестве сырья в другие страны). Второе направление, которое может усилить позиции города, – развитие сельского хозяйства на территории Владивостокской агломерации, создание пищевых перерабатывающих производств, причем немалая часть продукции в перспективе может идти на экспорт. Еще одна сфера – развитие образовательных технологий, науки, инноваций. По мнению эксперта, здесь можно было бы создать свою «силиконовую долину», соединив науку и бизнес, причем сделать это было бы логично в области морских биотехнологий и биомедицины. Нельзя забывать и о туристическом потенциале города. Владивосток – ближайшая к азиатским странам «Европа», эту особенность нельзя упускать.

Результаты работы по первому этапу Стратегии и стратегического плана развития Владивостокского городского округа в ближайшее время будут обсуждаться среди экспертов в рабочих группах Совета по стратегическому развитию при администрации Владивостока.

Напомним, на втором этапе научно-исследовательской работы будут разработаны приоритеты и стратегические ориентиры на перспективу, сформирован реестр инвестиционных проектов, которые могут быть реализованы на территории города. На третьем – разработаны и предложены мероприятия по их реализации и система индикаторов достигнутых результатов. Новый документ, по плану, должен быть принят до конца 2016 года.
Другие материалы рубрики "Общество"
f7bbdd5802e29361df5b3ce22938a54eaa9a3686.jpeg

Женщина повредила четыре авто во Владивостоке

Теперь гражданке предстоит возместить ущерб

3b5a729e309614109a529930a05554e03c0b9c04.jpeg

Приморцев предупреждают о мошенниках на фоне изменений в оплате вывоза мусо

С 1 июля 2025 года начисление платы за вывоз мусора будет производиться не по числу зарегистрированных жильцов, а исходя из площади жилого помещения

94ebd672c3f4fb27f8a8637aa1a4e57aa24563ee.jpeg

Энцефалит и Лайм в Приморье: 7 зараженных клещей и 9 заболевших

Более 2600 насекомых сдано на экспресс-диагностику