Приморское телевидение отодвинули «на задворки»
Какие испытания проходят региональные и городские каналы на пути к зрителю?

Государственная квота на федеральные каналы в кабельных сетях привела к тому, что региональное телевидение находится «на задворках» очереди к зрителям - то есть, в лучшем случае, в третьем десятке номерного списка. В то же время сами кабельные сети ставят региональные и городские программы в такие условия, на которые очень тяжело согласиться.
С какими проблемами сталкивается современные телевещатели Приморья? Об этом шла речь в авторской программе «Разговор с Андреем Калачинским» на радио «Лемма». Экспертами студии стали Ирина Кильневая, главный редактор 8 канала Владивостока, и Олеся Ясевич, главный редактор «ОТВ-Прим», сообщает РИА VladNews.
В третьей десятке
Перед началом программы проблемы регионального телевидения осветил Юрий Оникиенко, один из ярких экспертов в области телерадиовещания, долгое время возглавлявший технический отдел ОТВ-Прим.
"В условиях городской застройки кабельные сети – это основной способ доставки ТВ-сигнала до аудитории, - подчеркнул он. - Но здесь есть два важных момента. Первый – согласно закону первая 20-ка каналов любой кабельной сети должна дублировать каналы двух федеральных мультиплексов, что отбрасывает любые региональные телеканалы на 21-25 кнопки. Второе, в нынешних кабельных сетях сотни каналов, многие из которых имеют тематический характер: спортивные, музыкальные, сериальные, географические и так далее. Так вот, эти два обстоятельства ставят региональные телеканалы в жесткие условия конкуренции за аудиторию. Особенно с учетом того, что общее телесмотрение – особенно молодежной аудитории – падает в связи с перемещением интереса в интернет".
По словам эксперта, новостное обслуживание края, по сути, на 100 процентов выполняют государственные телеканалы со 100 процентным гарантированным попаданием в аудиторию. А именно: «Россия-1» и «Россия-24», к которым недавно добавился еще и третий – «Восток-24».
Юрий Оникиенко отметил, что в таких условиях конкурировать с федеральными каналами очень сложно.
«Модель чисто регионального не умерла. Есть пример канала «Москва-24», который в столице имеет рейтинги не меньше, чем у «Первого канала», «России-1» и НТВ, - продолжил эксперт. - Но это миллиардные затраты, на которые регионы пойти не могут. Поэтому эта модель нигде не повторяется. Естественно, в условиях «пролета» мимо цифры, которые жестко установила федеральная вертикаль, регионалам остается только телевещание в кабеле на 21-25 кнопках. Но такая модель малоэффективна из-за высочайшей конкуренции в сетях, где сотни каналов, в которых телезритель просто запутался».
Юрий Оникиенко, что такое нечестное отношение к региональным каналом приводит к тому, что у них просто не остается аудитории.
«Местные новости – это всегда был приоритет для регионалов, - отметил он. - Если их производство бессмысленно – то зачем вообще огород городить. Остается еще возможность организации сайта-телеканала, где в режиме видео по запросу можно смотреть передачи в любое время без привязки к сетке вещания. Но эта аудитория пока микроскопическая… К сожалению, это все. Других вариантов для регионалов федеральная власть не оставила… Кардинальные изменения возможны только при снятии преференций государственных каналов и постановки всех СМИ в равные условия, что в данной обстановке невозможно».
Движение в сети
- В новый сезон мы входим с оптимизмом, - отметила Ирина Кильневая. - Мы поняли, что по-старому жить нельзя, нужно модернизировать ресурсы и делать смелые шаги вперед. Нам помогли студенты высшей школы телевидения ВГУЭС. Они нас четко сориентировали, что кнопочное «поедание» телеконтента уходит в прошлое. К телесюжетам они относятся избирательно. Зрителям нужен только самый яркий, короткий и удобный информационный продукт. Мы понимаем, что нужно двигаться в сторону Интернета, захватывать аудиторию Youtube и социальных сетей, не в ущерб обычному вещанию. Для этого у нас работает команда, которая формирует наше присутствие в Интернете именно с такой позиции: самый интересный контент, яркие заголовки и описания.
- Аудитория потребителей телевизионного контента меняется, согласилась Олеся Ясевич. – Потребитель становится требовательнее. Мы также начинаем осваивать социальные сети. Раньше это было не очень эффективно, но сейчас, когда тенденция стала очевидной, мы начинаем осваивать все возможные Интернет-ресурсы – YouTube, Facebook, Одноклассники, Вконтакте. Понятно, что мы не заваливаем все соцсети одинаковым контентом, а сегментируем рынок.
Ориентация на новости
Несмотря на то, что федеральные каналы имеют целый ряд преференций, зрители по-прежнему испытывают большее доверие к местным новостям.
- Мы провели социологическое исследование и выявили, что к региональным новостям доверие потребителей гораздо выше, чем к федеральным, - подчеркнула Олеся Ясевич.
- Потребитель требует новости, - согласилась Ирина Кильневая. – Более того, когда люди подписываются на какой-то пакет у провайдера, они обязательно смотрят на наличие в нем новостных программ. Есть ли новости, как часто выпуски, есть ли дайджест – это самое важное. Если нет новостей, значит нет и интереса.
Дополнительные преграды
Помимо несправедливого позиционирования региональных каналов в кабельных сетях и отсутствия каких-либо преференций, есть также проблемы другого технического характера. Какую бы красочную и яркую картинку не давал канал, до потребителя через кабельное вещание она доходит либо со значительными помехами: отстающий от видеоряда звук, технические сбои и цифровой шум. А претензии телевизионщиков либо не исполняются, либо вовсе не принимаются в расчет.
Так, например, 8 каналу пришлось разорвать договор с кабельной сетью «Подряд» по причине некачественной передачи сигнала. Телекомпания производит информационный продукт в высоком разрешении, но что толку от четкого изображения, если оно передается зрителям с постоянными огрехами, перебоями, которые никто не хотел исправлять.
При этом само телевидение, оказавшееся за бортом кабельной сети, нашло выход в изменении формата.
- На 8 канале произошло несколько позитивных сдвигов, - отметил главный редактор канала. - Во-первых, мы наконец-то сделали удобный и современный сайт, на котором ведется он-лайн трансляция. Во-вторых, в этом сезоне будет серьезно обновлен контент. Есть много интересных программ. Мы продумали их концепцию и определили творческие бригады. Создали новую опцию, благодаря которой любой зритель может быть одновременно и создателем контента. Что-то вроде «Народного репортера», только гораздо удобнее и современнее. Мы хотим, чтобы люди активно участвовали в создании 8 канала. У нас есть проблемы, но мы видим перспективы и не упускаем их.
По словам экспертов, региональное телевидение в условиях не совсем здоровой конкуренции с федеральными коллегами и самовластием кабельных сетей вынуждено меняться. Но изменения эти делают информационный продукт более качественным для потребителей.
Евгений СИДОРОВ, газета "Владивосток"