Габионовый скандал
Кому это выгодно?
Вакханалия вокруг "Тихоокеанской мостостроительной компании" после известных событий напоминает массовую истерию. Хотя если разобраться глубже, то проблема тут не в отдельно взятом участке или подрядчике. Проблема гораздо более серьезна и сложна. На нынешней же ситуации многие пытаются решить свои политические, экономические и имиджевые задачи.
Главный вывод, который можно сделать, опросив экспертов, специалистов и лично посмотрев на дороги, которые строились к саммиту, прост. Объектов такой сложности ни в Приморье, ни в России до нынешнего времени никто не строил. Проектировщики никогда ранее не предлагали такого варианта решения по укреплению полотна дороги, как габионовые сетки для укрепления подпорных стен на высоту 30 метров, строители никогда не применяли таких технологий. Многое делалось впервые. Проблемы могли возникнуть в любом месте этой дороги. "Рвануло" на участке новой автомобильной дороги поселок Новый - бухта Патрокл, который строила ТМК. Но то же самое могло приключиться и в другом месте, в зоне ответственности других компаний. По мнению экспертов, которые в силу нездорового интереса к обрушению части дороги попросили не называть своих имен, уже сегодня на 2-3 других участков у других подрядчиков возникли те же проблемы. И их стараются "по-тихому" сейчас решить. ТМК же не повезло.
Главное - это чертежи
Напомним читателям, что 12 июня во Владивостоке произошло обрушение части габионной стены автомагистрали на остров Русский, прозванной в народе "дорогой Путина". Именно по этой трассе должны проехать участники и гости саммита АТЭС-2012 в начале сентября. Площадь обрушения дорожного откоса составила 150 кв. м, из-за чего вдоль проезжей части образовалась трещина длиной около 20 метров и шириной около 2 см.
Следственный комитет РФ возбудил по факту обрушения габионной стены уголовное дело по ч.1 ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при проведении строительных работ, повлекшее по неосторожности крупный ущерб). А премьер Дмитрий Медведев потребовал жестко наказать виновного в этом происшествии.
С его легкой руки на мостостроителей, до официальных выводов экспертов, повесили все просчеты и недоработки в проектировании "саммитовской" дороги, как явные, так и пока скрытые. Среди главных причин ЧП были названы отсутствие водоотводов и наличие родников под трассой, не выявленных на начальном этапе строительства дороги, во время изыскательских работ.
В то же время проектировщик дороги поселок Новый - бухта Патрокл, хабаровский филиал ГипродорНИИ, как и субподрядная организация ООО "Вертикаль", устанавливающая рухнувшую габионную стену, оказались ни при делах. И почему-то все забыли при этом, что дорогу еще никто официально в эксплуатацию не сдавал. По сути, сейчас продолжается этап строительства. Все возникающие дефекты, не важно, по какой причине, должны и будут устраняться в рабочем порядке.
Между тем, как заявил директор НП СРО "Альянс строителей Приморья" Сергей Федоренко, "в чертежном плане разрушившейся автодороги водоотвод был. Заказчик работы принял".
- Мы удивлены, почему государственные эксперты, проводившие приемку подпорной стены дороги к саммиту, проглядели разночтения с проектной документацией. Я не понимаю, как объект получил положительное заключение госэкспертизы без необходимых конструкций для водоотвода. И технадзор, и авторский надзор, и госстройнадзор, и заказчик примут объект только тогда, когда подрядчик все сделает точно по чертежам, - Сергей Федоренко напомнил азбучные истины любителям скороспелых умозаключений.
Все застраховано!
Версия единоличной вины подрядчика в обрушении габионной стены продержалась несколько дней. Пока губернатор Владимир Миклушевский не признал, что ошибки при строительстве трассы к саммиту АТЭС во Владивостоке могли допустить и проектировщики, и строители. При этом подчеркнув: если виновным окажется подрядчик, то, по госконтракту, он понесет все расходы по возмещению ущерба от обрушения габионной стены. На сегодня, по данным краевой прокуратуры, это чуть более 1 млн 700 тыс. рублей. И никак не 29 млрд рублей, потраченных из федерального и краевого бюджетов на строительство всей дороги и регулярно упоминаемых в СМИ.
На несведущего обывателя эта астрономическая цифирь производит шокирующее впечатление:
- Надо же, какие деньжищи профукали, бракоделы!
На самом деле во Владивостоке, в районе бухты Тихой, пострадала от оползня только мизерная часть (в рублевом эквиваленте) "саммитовской" трассы.
Что касается "куша", якобы полученного подрядчиком от "миллиардного" пирога, то сумма контракта, заключенного между департаментом дорожного хозяйства края и ЗАО "ТМК" на выполнение подрядных работ по строительству автомобильной дороги пос. Новый - бухта Патрокл, равна 10 044 967 540 рублей. Сюда же включена стоимость разработки рабочей документации собственными и привлеченными силами. Для стройки такого масштаба это реальная цена.
Как рассказала председатель совета СРО "Региональное объединение строителей Приморского края" Марина Ломакина, эта организация готова нести ответственность за «провинившегося» члена своей ассоциации. Компенсационный фонд СРО, а это почти 109 млн рублей, позволяет это сделать безболезненно. Плюс ЗАО "ТМК" застраховано перед третьими лицами на 10 млн рублей.
Поэтому дополнительные средства из краевого или федерального бюджета на восстановление дороги не потребуются. Как и на выплату компенсации владельцам лодочных гаражей, пострадавших от обрушения.
Кроме того, "Региональное объединения строителей Приморского края" проводит свое расследование по факту обрушения габионной стены. Независимо от официального следствия.
В поисках справедливости
По словам Марины Ломакиной, сегодня вокруг ЗАО "ТМК" искусственно нагнетается нездоровая ситуация. И на то есть заинтересованные лица.
- Сегодня "ТМК" находится в судебном процессе с одной из компаний, которая не выполнила договорные условия. И у этой компании есть влиятельные покровители. Я очень надеюсь, что в отношении "ТМК" будет проведено справедливое разбирательство и будут сделаны справедливые выводы. СРО поставило вопрос о вступлении в процесс общественного защитника от нашей организации. Поскольку мы заинтересованы в справедливом разбирательстве и несем ответственность за своего члена. Но пока идет следствие, мы не будем выступать с обвинениями, кто виноват. Во-первых, нам необходимо оценить проектное решение, увидеть математическую модель габионной стенки, поскольку это гравитационное сооружение, она должна быть в проекте в обязательном порядке. Если математическая модель не была сделана, то люди за это будут отвечать.
Как известно, в Приморье зафиксировано уже три случая разрушения габионных стен, этого новомодного украшения откосов автомобильных дорог. И к двум из них ЗАО "ТМК" не имеет никакого отношения. Между тем, только обрушение на дороге на остров Русский получило широкую и даже нездоровую огласку. Очевидно, госпожа Ломакина права, кому-то очень хочется очернить "ТМК". Кстати, сейчас обсуждается вопрос обоснованности применения габионной стенки при строительстве дороги пос. Новый – бухта Патрокл.
- Мы готовы предоставить любые материалы, любых экспертов для справедливого и всестороннего разбирательства. "ТМК" сегодня - флагман приморской строительной индустрии. И нас, объединение строителей, очень настораживают заявления о том, что компанию, где работают 4,5 тыс. человек, построивших уникальные объекты, надо банкротить, - рассказала Ломакина.
По словам заместителя гендиректора компании "ТМК" Александра Гофмана, окончательные выводы о причинах обрушения откоса делать рано, но ремонтно-восстановительные работы на аварийном участке закончены, и полное восстановление трассы планируется завершить до 2 июля.
В то же время пострадавшие частные гаражи ТМК восстановит за свой счет, работы уже начались.
25 июня губернатор Миклушевский уволил директора департамента дорожного хозяйства краевой администрации Андрея Разгонова из-за обрушения участка трассы саммита АТЭС. В этой должности он проработал всего полгода.