Почему не удалось спасти лётчиков в Татарском проливе?
Эксперты прокомментировали РИА VladNews неудачный исход операции
Неудачный исход операции по спасению лётчиков в Татарском проливе произошёл в результате отсутствия отработанной в прежние времена системы спасения, полагают эксперты.
Напомним, два истребителя-бомбардировщика Су-34 столкнулись 18 января над Татарским проливом во время планового учебно-тренировочного полета. Столкновение произошло в 35 километрах от берега, пилоты успели катапультироваться.
Первоначальная информация вселила надежду – после столкновения самолетов Су-34 в воздухе при совместном маневрировании и последовавшего за этим падения их в море, с третьего самолета наблюдали парашюты – лётчики на момент катапультирования были живы, но в холодной воде счёт пошёл на минуты. В тот день в Татарском проливе был сильный ветер, который поднимал волну до четырех баллов, что критически осложняло операцию по спасению лётчиков.
В остаток светлого времени суток найти трёх других лётчиков в бушующем море у спасателей не получилось. На следующий день были обнаружены и подняты на борт судов, участвующих в спасательной операции, тела двух членов экипажей. Гидрометцентр сообщил об усилении ветра до 20 метров в секунду. Волны достигали высоты нескольких метров – найти спасательный плот в таких условиях – скорее дело счастливого случая.
Действующий лётчик ВКС России, майор Андрей В. рассказал корреспонденту РИА VladNews, как работают средства спасения:
"Если по полётному заданию предполагается полёт над водой, все члены экипажа самолета или вертолета одевают специальный водонепроницаемый костюм ВМСК ярко-оранжевого цвета, который в случае приводнения, виден издалека. Костюм состоит из нескольких последовательно надеваемых слоёв, которые обеспечивают длительное пребывание человека в холодной воде – в зависимости от температуры и ветра – в течение нескольких часов. Плавучесть лётчику обеспечивает АСП – авиационный спасательный пояс, который надет на лётчика, при приводнении надувается, создаёт положительную плавучесть и удерживает лётчика на поверхности воды. Кроме того, у лётчика при покидании аварийного самолета или вертолета при себе есть МЛАС – небольшая надувная лодка «авиационная спасательная», в которую он должен забраться при приводнении. В такой лодке нахождение в холодной воде может быть более длительным. Так же у лётчика при себе есть портативная радиостанция «Комар», которая подаёт непрерывный сигнал, пеленгуя который, авиационно-спасательные силы ведут поиск терпящего бедствие пилота. Еще у лётчика есть набор сигнальных средств – фальшфейров, огонь которых в тёмное время суток или дым в светлое время видны на большом расстоянии. Кроме того, есть сигнальные ракеты".
Об организации спасательной службы также рассказал РИА VladNews бывший военный спасатель истребительного авиационного полка Спартак М.:
"Если говорить об организации спасения, то во время каждой лётной смены на аэродроме в дежурном режиме находится подразделение спасателей – ПСС – поисково-спасательной службы. Бывает три вида готовности спасателей. Третья подразумевает «повседневную» готовность, когда спасатели находятся на аэродроме, занимаются повседневными делами, но в любой момент готовы приступить к подготовке к вылету. Вторая степень готовности, это когда спасательный вертолет расчехлен, все заглушки сняты, аккумуляторы подсоединены, двигатели прогреты, а спасатели находятся в классе лётной подготовки в готовности при поступлении приказа немедленно выехать на машине к вертолету. Обычно в положении «готовность номер два» спасатели пребывают во время всей лётной смены, пока летают самолеты. Есть еще «готовность номер один», когда спасатели со всем своим спасательным имуществом находятся на борту вертолета, а у вертолета прогреты двигатели и он в любой момент может произвести запуск и взлететь. На практике в положении «готовность номер один» спасатели пребывают в те моменты, когда с находящегося в воздухе самолета или вертолета последовал доклад о неисправности на борту, или готовности экипажа к катапультированию, но самолет (или вертолет), пока еще находятся в воздухе и продолжают полет на аварийной машине. ПСС подразделяется на две составляющие: авиационную и наземную. В составе авиационной спасательной парашютно-десантной группы состоит три человека. Эти люди входят в состав экипажа спасательного вертолета. Есть еще НПСК – наземная поисково-спасательная команда, в состав которой входит десять человек. У них есть автомобили повышенной проходимости, которые могут забраться практически в любые дебри. При получении сигнала бедствия в первую очередь к месту аварии вылетает вертолет, если авария произошла на суше, следом за вертолетом к месту падения или приземления аварийного летательного аппарата выезжает НПСК".
Известно, что самолеты упали в море в 35 километрах от материкового берега, откуда до аэродрома Хурба, откуда они вылетели, еще порядка трехсот километров – что для спасательного вертолета составляет более часа полета, плюс время на реакцию – на сбор спасателей, на запуск, прогрев и выполнение взлёта.
Лётчик-инспектор Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС, полковник Станислав Штинов сообщил РИА VladNews:
"В советское время авиационные подразделения ПСС находились практически на всех аэродромах, откуда авиация совершала полеты в Татарский пролив, как на материке, так и на Сахалине: Сокол, Постовая, Смирных, Леонидово, Монгохта, Майгатка. В случае возникновения аварийной ситуации, с любого из этих аэродромов своевременно могла подоспеть помощь. К сожалению, в настоящее время ничего этого нет".
Известно, что для поиска лётчиков были задействованы не только авиация и специальные спасательные суда, но и рыболовные суда, которые находились в районе авиационного происшествия. В настоящее время поисково-спасательная операция продолжается.
История аварий и катастроф в новом столетии
Как ни парадоксально, но авиационные происшествия случаются только в летающей авиации – конечно, если самолеты стоят в ангарах, то никуда они не упадут. Наверное, подобные происшествия – это не только чьи-то упущения или отказы техники, но и некая дань техническому прогрессу.
И, тем не менее, самолеты и вертолеты падают, и часто уносят с собой чьи-то жизни. Вспомним аварии и катастрофы, которые происходили в прошлые годы двадцать первого столетия на Дальнем Востоке, ставшие объектом внимания жителей региона.
В марте 2016 года при заходе на посадку на аэродром Черниговка, на штурмовике Су-25СМ сработала система спасения – лётчик катапультировался в трех километрах от торца взлетно-посадочной полосы. Штурмовик упал на жилые постройки, к счастью, обошлось без жертв. Через пятнадцать минут вертолет ПСС забрал лётчика с места приземления.
В октябре 2015 года на Камчатке потерпел аварию истребитель-перехватчик МиГ-31, который в результате отказа системы управления врезался в землю в 150 километрах от поселка Ключи. Экипаж успешно катапультировался и был подобран спасателями.
В августе 2015 года произошла катастрофа вертолета Ми-8 в Тугуро-Чумикантском районе Хабаровского края, когда при полете над Охотским морем вертолет вдруг стал снижаться и, коснувшись поверхности воды, перевернулся и затонул. Погибло пять человек.
В июле 2015 года в 80 километрах от Хабаровска после отказа всех четырех двигателей, с землёй столкнулся стратегический бомбардировщик Ту-95МС. Пять членов экипажа успели покинуть аварийную машину и остались живы, командир экипажа и бортинженер до последнего оставались в самолете, пытаясь запустить двигатели и погибли.
В июле 2015 года, при взлете с аэродрома Хурба потерпел катастрофу фронтовой бомбардировщик Су-24, который после взлета стал сваливаться в плоский штопор из-за внезапного падения скорости. При достижении крена 90 градусов штурман катапультировался и погиб при ударе о землю, лётчик покинуть машину не успел и погиб при падении самолета.
В июне 2015 года на аэродроме Украинка в Амурской области, при взлете стратегического бомбардировщика Ту-95МС начался пожар одного из двигателей. Командир прекратил взлет, самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и загорелся. От полученных ожогов в госпиталях умерли штурман и командир.
В декабре 2013 года в Надеждинском районе Приморского края упал на землю истребитель-перехватчик МиГ-31, который производил плановый облет после проведенного ремонта. Экипаж самолета благополучно катапультировался.
В феврале 2012 года после взлета с заводского аэродрома, в 140 километрах севернее Комсомольска-на-Амуре после возгорания двигателя, упал в горах истребитель Су-30МК2, который выполнял полеты по программе приёмо-сдаточных испытаний. Лётчики успешно катапультировались. Силами ПСС лётчики были своевременно обнаружены и эвакуированы с места аварии.
В августе 2011 года в Черниговке потерпел катастрофу вертолет Ми-24, в результате чего погиб один человек.
В апреле 2011 года при заходе на посадку на аэродром Центральная-Угловая, из-за отказа техники на территорию населенного пункта Соловей Ключ Надеждинского района Приморья упал истребитель Су-27СМ. Лётчик успел катапультироваться и благополучно приземлился на парашюте. Жертв на земле так же удалось избежать.
В сентябре 2010 года при взлете с аэродрома Воздвиженка в Приморье, в ста метрах от торца взлетно-посадочной полосы упал истребитель-спарка Су-27УБ, прошедший плановый ремонт на авиационном заводе. Экипаж успел катапультироваться.
В январе 2010 года неподалёку от Комсомольска-на-Амуре при выполнении сложных фигур боевого пилотажа, в результате ошибки лётчика, потерпел катастрофу истребитель Су-27СМ. Для выхода из пикирования самолету не хватило буквально нескольких метров – он коснулся верхушек деревьев, разрушился и рухнул на землю. Пилот погиб.
В ноябре 2009 года в Татарском проливе потерпел катастрофу самолет Ту-142М3 морской авиации Тихоокеанского флота. При заходе на посадку, в 26 километрах от аэродрома и в 10 километрах от берега, из-за мгновенного разрушения стабилизатора при его перестановке во время выпуска шасси. Развитие аварийной ситуации на борту было столь стремительным, что экипаж не успел сообщить об аварии на землю. Погибло 11 человек. Останки лётчиков были погребены только в феврале 2011 года.
В июле 2008 года при взлете с аэродрома Воздвиженка на борту самолета Су-27УБ, вылетевшего после выполнения планового ремонта на авиационном заводе, произошел отказ оборудования, что повлекло потерю управляемости. Самолет упал в 12 километрах от Уссурийска. Один лётчик успел катапультироваться, и благополучно приземлился на парашюте, второй пилот погиб.
В марте 2008 года при выполнении парного вылета на боевое применение на Новосельский авиационный полигон, ракетой ведомого был случайно сбит штурмовик Су-25 черниговского авиаполка. Лётчик средствами спасения воспользоваться не смог и погиб.
В августе 2007 года после взлета с аэродрома Хурба, упал на землю бомбардировщик Су-24, экипаж которого успел успешно катапультироваться и благополучно приземлился на парашютах.
В феврале 2004 года упал на землю бомбардировщик Су-24, взлетевший с аэродрома Хурба. При заходе на посадку пилоты обнаружили возникновение неисправности, которая не позволяла успешно завершить полет, вывели самолет в безопасный район и катапультировались. Самолет упал в 10 километрах от Комсомольска-на-Амуре.
В марте 2003 года Владивосток был потрясен трагедией, разыгравшейся в заливе Петра Великого: во время отработки ночных полетов, после взлета с БПК «Адмирал Трибуц», неожиданно упал в море вертолет Ка-27ПС, на борту которого находилось четыре человека. Все они погибли.
В марте 2002 года в районе поселка Кипарисово, в 40 километрах от Владивостока вследствие отказа управления, упал на землю истребитель Су-27. Лётчику удалось успешно катапультироваться.